суббота, 27 сентября 2014 г.

Сегодня 27 сентября - Православный праздник Воздвиженья


  Подобно многим другим дням народного календаря, Воздвиженье — праздник, имеющий исключительно православные корни и отмечаемый церковью как Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

   Как известно, после смерти Спасителя, распятого на Голгофе, иудеи зарыли на месте казни не только крест, с которого был снят Иисус Христос, но и кресты, на которых были распяты разбойники. Спустя 70 лет Иерусалим был разрушен войсками римского императора Тита, а Голгофа и Гроб Господень погребены под толстым слоем земли. Чуть позже на их месте по приказу императора Адриана установили капище языческой богини Венеры и статую Юпитера.

   Великие христианские святыни были обретены вновь лишь в начале IV века во время правления римского императора Константина Великого, прекратившего, наконец, гонения и притеснения христиан. Согласно преданию, императору был явлен знак свыше — крест с надписью: «Сим победиши». И Константин действительно одержал ряд блестящих побед над врагами. С этого времени он задался целью отыскать Крест Господень, поручив поиски своей матери, царице Елене.


   Долгое время ее усилия не приносили результатов, а когда наконец кресты были найдены, узнать, на каком из трех был распят Христос, не представлялось возможным. И тогда Иерусалимский Патриарх Макарий приказал поочередно возложить их на покойника. Лишь только усопшего коснулся Крест Спасителя, он ожил и поднялся из гроба.

   Восторгу свидетелей происшедшего не было конца, но из-за большого скопления народа нельзя было ни приблизиться к Животворящему Кресту, ни даже увидеть его хотя бы издали. И тогда патриарх Макарий поднял Крест над ликующей толпой, а император Константин повелел соорудить в Иерусалиме величественный храм Вознесения Христова.

   В 614 г. Иерусалимом овладел персидский царь Хосров, и Крест Господень вместе с другими христианскими святынями был низвергнут и похищен. А 14 лет спустя Честное древо Креста Христова было возвращено в Иерусалим. Таким образом праздник Воздвижения соединил в себе сразу два события — обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена.

    А в сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».
 
  По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.
 
  Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».


    Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти.

  Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

   Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».
 

  Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.

   А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.
 иклопедия суеверий
    Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам". Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле.

   Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. 

   Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Любовь во времена "короны". Десятый рассказ про Веронику

Как в картах: что было, что будет, чем сердце успокоится… Что было – Вероника знает, что будет – никто не знает, а сердце успокоится… любов...