Подобно многим другим дням народного календаря, Воздвиженье — праздник,
имеющий исключительно православные корни и отмечаемый церковью как Воздвижение
Честного и Животворящего Креста Господня.
Как известно, после смерти Спасителя, распятого на Голгофе, иудеи зарыли
на месте казни не только крест, с которого был снят Иисус Христос, но и кресты,
на которых были распяты разбойники. Спустя 70 лет Иерусалим был разрушен
войсками римского императора Тита, а Голгофа и Гроб Господень погребены под
толстым слоем земли. Чуть позже на их месте по приказу императора Адриана
установили капище языческой богини Венеры и статую Юпитера.
Великие христианские святыни были обретены вновь лишь в начале IV века во время правления римского императора
Константина Великого, прекратившего, наконец, гонения и притеснения христиан.
Согласно преданию, императору был явлен знак свыше — крест с надписью: «Сим
победиши». И Константин действительно одержал ряд блестящих побед над врагами.
С этого времени он задался целью отыскать Крест Господень, поручив поиски своей
матери, царице Елене.
Долгое время ее усилия не приносили результатов, а когда наконец кресты
были найдены, узнать, на каком из трех был распят Христос, не представлялось
возможным. И тогда Иерусалимский Патриарх Макарий приказал поочередно возложить
их на покойника. Лишь только усопшего коснулся Крест Спасителя, он ожил и
поднялся из гроба.
Восторгу свидетелей происшедшего не было конца, но из-за большого
скопления народа нельзя было ни приблизиться к Животворящему Кресту, ни даже
увидеть его хотя бы издали. И тогда патриарх Макарий поднял Крест над ликующей
толпой, а император Константин повелел соорудить в Иерусалиме величественный
храм Вознесения Христова.
В 614 г. Иерусалимом овладел персидский царь Хосров, и Крест Господень
вместе с другими христианскими святынями был низвергнут и похищен. А 14 лет
спустя Честное древо Креста Христова было возвращено в Иерусалим. Таким образом
праздник Воздвижения соединил в себе сразу два события — обретение Креста
Господня и возвращение его из персидского плена.
А в сознании простого народа, незнакомого с
историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов
ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением
(возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а
холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье
птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».
По общему мнению, Воздвиженье
принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или
менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а
прахом шло.
Однако именно на Воздвиженье
ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность
за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день
совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А
кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых
важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго
молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье
пришло».
Но желающие могли отложить это хлопотное
удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что
пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя
дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не
пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь
раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без
памяти.
Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо!
Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко
мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в
огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое
слово, как железо!»
Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в
этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе
нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов
простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».
Да и вообще, как во время любых
народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса.
Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное
Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем
«собрании» итоги года подвести.
А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея,
которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со
своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный
Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему
миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не
дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.
иклопедия суеверий
иклопедия суеверий
Христианский праздник Воздвиженья честного
и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября,
переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и
оказался "посвященным" "гадам". Согласно народным
представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все
пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под
землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего
грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева
матери-земли и жить на воле.
Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по
крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно
запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери
под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под
навозом или в соломе и нарах.
Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с
Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время
человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу,
будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не
проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди
воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить,
и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".
Комментариев нет:
Отправить комментарий