Тайну их отношений не смог разгадать никто.
Александр Абдулов и Ирина Алферова по праву носили титул самой эффектной пары советского кино. Большеглазая красавица, предмет воздыханий всех мужчин Союза, и ее статный супруг, завоеватель женских сердец. Они же первыми в пуританские 70-е осмелились выставить свое семейное счастье напоказ: охотно позировали фотографам, все втроем — вместе с дочерью Ксенией — вели на телевидении утреннюю детскую передачу, не скрывали влюбленных взглядов…
Когда на экраны вышла картина «С любимыми не расставайтесь», где артисты исполнили роли мужа и жены, советский зритель понял: так сыграть трудную, мучительную любовь могут только те, кто и вправду не мыслит своей жизни друг без друга.
Когда они разошлись через семнадцать лет казавшегося безоблачным брака — неожиданно, без скандала и публичного выяснения отношений, — многие восприняли личную драму двух звезд как свою собственную. Рухнула надежда, которую Абдулов и Алферова подпитывали годами: что сильные чувства могут длиться вечно, не ослабевая.
Прошли годы, и те, кто, казалось, был предназначен друг другу судьбой, обзавелись новыми семьями.
Но еще через 13 лет Абдулов и Алферова вновь столкнулись на съемках сериала «Капкан». Бывшие возлюбленные во второй раз взялись за роли супругов. И тем, кто наблюдал за Абдуловым и Алферовой на съемочной площадке, стало ясно: вечная, нестареющая любовь все же существует!
Здесь рассказ свидетелей тех съемок — режиссера-постановщика Владимира Краснопольского и второго режиссера Натальи Кощеевой.
«Пригласить в картину Сашу Абдулова вместе с Ирой Алферовой, да еще чтобы они играли любовь — это с моей стороны, конечно, была большая авантюра, — рассказывает режиссер Владимир Краснопольский. — Они к тому времени уже 13 лет как развелись, и у обоих давно были другие семьи.
Но еще через 13 лет Абдулов и Алферова вновь столкнулись на съемках сериала «Капкан». Бывшие возлюбленные во второй раз взялись за роли супругов. И тем, кто наблюдал за Абдуловым и Алферовой на съемочной площадке, стало ясно: вечная, нестареющая любовь все же существует!
Здесь рассказ свидетелей тех съемок — режиссера-постановщика Владимира Краснопольского и второго режиссера Натальи Кощеевой.
«Пригласить в картину Сашу Абдулова вместе с Ирой Алферовой, да еще чтобы они играли любовь — это с моей стороны, конечно, была большая авантюра, — рассказывает режиссер Владимир Краснопольский. — Они к тому времени уже 13 лет как развелись, и у обоих давно были другие семьи.
Но какая интрига для зрителей! Совершенно же очевидно, что пойдут разговоры о том, что Абдулов с Алферовой снова сошлись. Я долго готовился к разговору с Сашей и, наконец, решился: «Как ты смотришь на то, чтобы твоей партнершей в «Капкане» была Ира Алферова?»
Он не колебался ни секунды! Только спросил: «А она согласна?» В его голосе мне даже послышалась надежда... Я обрадовался: «То есть я могу с ней поговорить?» — «Ну конечно, что ты спрашиваешь! Ведь это, Володька, богатая мысль!»
Тогда я позвонил Ирине. В отличие от Саши, нам с моим постоянным партнером Валерием Усковым уже доводилось с ней работать: она снималась у нас и в картине «Ночные забавы», где, я считаю, сыграла одну из лучших своих ролей, и в сериале «Ермак».
И вот звоню ей: «Ирочка, я к тебе с предложением. Только вот не знаю, как ты к нему отнесешься». — «Да говори скорее, Володенька. Мне всегда нравились твои предложения!» — «Надеюсь, что тебе и сейчас понравится. Мы с Валерой Усковым запускаемся с новой картиной, там очень любопытная главная женская роль. Только вот понравится ли тебе партнер?» — «Кто ж такой?» — «Блестящий актер, которому должна соответствовать блестящая актриса… Саша Абдулов!»
И повторилась та же история: Ира обрадовалась и задала ровно тот же вопрос: «А он согласен?» Потом мы немного поговорили с ней о сценарии. Я сказал: «Пришлю тебе прочесть, и тогда ты окончательно решишь». — «Да я уже решила. Раз Сашка играет, я тоже буду!»
И вот представьте: люди в разводе, а им предстоит сниматься в постельной сцене. В романтической обстановке, у очага. Я осторожно спросил Сашу: «А как вы будете это играть?» — «Мы с Ирой сами уже обо всем договорились, так что не парься, все сделаем».
В итоге в кадре они выглядели очень органично. Если честно, то у всех нас создалось тогда впечатление, что, если бы мы со своими камерами и осветительными приборами куда-то вдруг испарились, оставив их вдвоем, они бы не остановились...
Я потом его спрашивал: «Саш, ну признайся, ты переживаешь, что вы расстались? Ведь какие-то чувства к Ире ты явно испытываешь. Это же видно!»
Он ответил: «Володь, знаешь, я не могу сказать, что о чем-то жалею. Мы были молоды, я повелся на одно, Ира повелась на другое, и в итоге у нас случилось то, что случилось. У меня по отношению к этой женщине нет никаких обид или угрызений совести. И я всегда рад ее видеть. Ты даже не представляешь, до чего рад! Ира с Ксюхой — это часть моей семьи и останутся ею, пока я жив».
Кстати, Саша терпеть не мог, когда ему напоминали, что Ксения Алферова ему не родная дочь. Помню, он объяснял: «Что бы там ни говорили, я заявляю, Ксюха — это моя дочь, это я ее родил, я знаю все ее болячки, все ее тревоги и переживаю вместе с ней».
Кстати, Ксюша играла в сериале «Капкан» героиню Ирины в юности. И чуть было не подвела всю киногруппу, до последнего скрывая свою беременность. Ведь у нее в картине тоже есть постельная сцена. И вот в день съемок этой сцены костюмеры мне докладывают об интересном положении актрисы. Мол, раздеть ее не можем, потому что уже виден животик.
Я был в бешенстве, ну разве так можно? Конечно, мы выкрутились, сняли Ксюшу так, что ничего не было видно. Но почему она меня не предупредила? Оказалось, сначала Ксюша надеялась, что мы быстрее приступим к съемкам, ведь у нее всего-то восемь сцен. Но подготовительный период затянулся. А потом ей уже было неловко что-то говорить.
А как-то раз на площадке случилось небольшое ЧП — упал осветительный прибор, чуть-чуть задев Ксюшу. Саша тогда ужасно вспылил, орал: «Я убью этих осветителей!» В гневе он бывал неукротим».
«На съемках «Капкана» Александр Гаврилович стал практически одновременно, с перерывом в две недели, и отцом, и дедом, — рассказывает Наталья Кощеева. — Жена Абдулова Юля родила Женечку 21 марта. А его приемная дочь Ксения Алферова — Евдокию 4 апреля. И этому он радовался ничуть не меньше, чем рождению собственной дочки. Накрыл стол по такому случаю. Очень ждал возвращения Ксюши с внучкой в Москву (она рожала где-то в Италии) и постоянно всем говорил: «Скоро мои приедут из Италии, жду не дождусь!»
Ну а уж по поводу рождения Женечки его радость вообще зашкаливала. Ведь все-таки это был первый родной ребенок Александра Гавриловича! Теперь каждые 10—15 минут он просил: «Давайте сделаем перерыв». И звонил домой. Юлю и Женю он почему-то называл «мои тапочки». Так и говорил по телефону: «Ну как там вы, тапочки?»
«На съемках «Капкана» Александр Гаврилович стал практически одновременно, с перерывом в две недели, и отцом, и дедом, — рассказывает Наталья Кощеева. — Жена Абдулова Юля родила Женечку 21 марта. А его приемная дочь Ксения Алферова — Евдокию 4 апреля. И этому он радовался ничуть не меньше, чем рождению собственной дочки. Накрыл стол по такому случаю. Очень ждал возвращения Ксюши с внучкой в Москву (она рожала где-то в Италии) и постоянно всем говорил: «Скоро мои приедут из Италии, жду не дождусь!»
Ну а уж по поводу рождения Женечки его радость вообще зашкаливала. Ведь все-таки это был первый родной ребенок Александра Гавриловича! Теперь каждые 10—15 минут он просил: «Давайте сделаем перерыв». И звонил домой. Юлю и Женю он почему-то называл «мои тапочки». Так и говорил по телефону: «Ну как там вы, тапочки?»
Юля пару раз приезжала к нам в студию вместе с Александром Гавриловичем, и я имела возможность за ними пронаблюдать. Вот идет Абдулов — огромный, стройный, просто фонтан энергии. А она — маленькая, хрупкая, тихая — все время держала его под руку, за которую старалась спрятаться, как затаившийся зверек. Может быть, потому, что никого из нас не знала... По лицу Абдулова при этом было видно, как он горд, что вот он идет с женой, что у него семья...
Я даже стала замечать, что Александр Гаврилович женские имена стал забывать! Всех подряд называл Юлями. Кроме одной женщины. Своей бывшей жены Ирины Алферовой, которая тоже у нас снималась. Не знаю, может быть, мне это только казалось... Но у Абдулова делался немного виноватый вид, когда он при Алферовой разговаривал с Юлей по телефону. На студии Юля и Ирина не сталкивались ни разу — уж не знаю, случайно или нет, но Абдулов приводил жену только в те дни, когда Алферовой там не было».
«Если сказать честно, сложности его характера — больше миф, чем правда, — продолжает режиссер Владимир Краснопольский. — Помню, с того дня, как я признался на «Мосфильме», что мы с Усковым хотим на главную роль в «Капкане» позвать Сашу Абдулова, мой телефон раскалился недели на две. Не стану называть коллег, которые меня предостерегали. Их было много.
И говорили они примерно следующее: «Кого вы берете, с ума сошли? Да, артист блестящий. Но он же сам себе хозяин! Опаздывает, пропадает на неделю-другую. С ним вы никогда свою картину не снимете». Но моя жена Ванда стояла на своем: «Никого не слушай, бери Сашку. Я добрее и порядочнее человека не знаю. А не возьмешь его, я с тобой разведусь!»
Они с Сашей подружились в 1971 году, он еще и на Алферовой женат не был. Просто его любимый друг Жора Мартиросян влюбился в нашу Ингу, родную сестру Ванды. Вот они и собирались, устраивали застолья. Саша даже готовил у нас дома свой фирменный плов — он же вырос в Узбекистане.
Они с Сашей подружились в 1971 году, он еще и на Алферовой женат не был. Просто его любимый друг Жора Мартиросян влюбился в нашу Ингу, родную сестру Ванды. Вот они и собирались, устраивали застолья. Саша даже готовил у нас дома свой фирменный плов — он же вырос в Узбекистане.
У меня нечасто получалось присоединиться к их компании: мы с Валерой Усковым как раз снимали «Тени исчезают в полдень» под Свердловском и в Москве бывали наездами. Ну а когда мы приступили к вечному «Вечному зову», Ванда начала терроризировать меня: «Возьмите Абдулова на роль Ивана Савельева!» Я даже успел предложить ему это, и Саше очень понравился персонаж.
Но от этой затеи пришлось отказаться — даже до проб дело не дошло. Сашке ведь было всего двадцать лет, а Ивану в финальных сериях первой части уже за сорок, а во второй части и вовсе под семьдесят. В итоге эту роль сыграл Николай Иванов. Но Ванда взяла с меня обещание, что, как только подвернется подходящая роль, непременно будет играть Саша.
Подходящая роль подвернулась через тридцать с лишним лет. И вот опять сомнения: звать его, не звать? Решил поговорить с Абдуловым начистоту: «Саш, сколько лет мы друг друга знаем?» — «Много, а чего ты спрашиваешь?» — «Если честно, я просто боюсь, что в результате мы с тобой поссоримся. А мне бы этого очень не хотелось. Знаешь, сколько звонков мне было по твоему поводу?» — «Володь, ну они вот уже где у меня! — он провел рукой по горлу, употребив крепкое словцо. — Словно сговорились портить мне жизнь. Клянусь тебе, проблем не будет. Только у меня единственная просьба: мне нужно будет пару раз отлучиться на рыбалку. Отпустишь на два-три дня?» — «Да без вопросов».
Подходящая роль подвернулась через тридцать с лишним лет. И вот опять сомнения: звать его, не звать? Решил поговорить с Абдуловым начистоту: «Саш, сколько лет мы друг друга знаем?» — «Много, а чего ты спрашиваешь?» — «Если честно, я просто боюсь, что в результате мы с тобой поссоримся. А мне бы этого очень не хотелось. Знаешь, сколько звонков мне было по твоему поводу?» — «Володь, ну они вот уже где у меня! — он провел рукой по горлу, употребив крепкое словцо. — Словно сговорились портить мне жизнь. Клянусь тебе, проблем не будет. Только у меня единственная просьба: мне нужно будет пару раз отлучиться на рыбалку. Отпустишь на два-три дня?» — «Да без вопросов».
Составили график с учетом двух его рыбалок: астраханской и валдайской. Он спокойно уезжал и возвращался довольный и счастливый. Да еще всю съемочную группу кормил уловом в своем вагончике. Кстати, это был Сашин собственный вагончик, который представлял собой комфортабельную квартиру на колесах — комната отдыха с несколькими спальными местами, гримерка с зеркалом, кухня со встроенной бытовой техникой и баром, а наружные стены были расписаны кадрами из фильмов Абдулова.
«Саша, откуда такое чудо?» — «От благодарных зрителей. Сказали: за ваш талант, Александр Гаврилович, примите этот скромный подарок». Друзей у него были сотни. И это только близких. Ира говорила, что именно этого-то она в свое время и не вынесла — того, что Абдулов принадлежал своим друзьям, рыбалке больше, чем ей».
«Это был какой-то человек-праздник, — рассказывает Наталья Кощеева. — Съемки начинались рано, в семь-восемь утра, и нам безумно хотелось спать. Единственная надежда была на Абдулова. Он всегда очень громко входил на площадку: широко открывал дверь, бурно со всеми здоровался...
Помню, кричал оператору Тимуру Зельме, своему закадычному другу: «Где мой любимый фотограф? Ну что, фотограф, когда начнем меня сымать?» А если Тимур просил еще сделать дублик, подкалывал его: «Уберите этого фотографа с площадки! Кругом столько молодых талантов, а этому все бы дублики сымать!»
Он много шутил и все поглядывал при этом на Ирину. А она беззаботно, заразительно смеялась над его шутками! Было так трогательно наблюдать, как Ирина Ивановна с ним кокетничает, а он ведется на ее кокетство! Пройдет перед ним, тряхнет игриво волосами, посмотрит с улыбкой... А он и глаз отвести не может. Женщина до мозга костей: прежде чем выйти на площадку, она у всех спрашивала: «Как я выгляжу?» А выйдет, и Абдулов ей: «Ирка, а ты такая сегодня — ничего себе! Ну-ка, ну-ка, повернись!» — «Ой, Саш, да ладно тебе, да брось!» А сама глазами так на него и сияет...
Наблюдая за Александром Гавриловичем и Ириной Ивановной, я то и дело повторяла в уме фразу из известного фильма: «Высокие отношения!» Помню, мы снимали эпизод, где Волобуев с женой роняют его медаль в бассейн, а потом за ней ныряют. Все, что происходило в воде, на самом деле снимали не в бассейне, а в Черном море, в Геленджике.
Наблюдая за Александром Гавриловичем и Ириной Ивановной, я то и дело повторяла в уме фразу из известного фильма: «Высокие отношения!» Помню, мы снимали эпизод, где Волобуев с женой роняют его медаль в бассейн, а потом за ней ныряют. Все, что происходило в воде, на самом деле снимали не в бассейне, а в Черном море, в Геленджике.
Но поскольку на дворе стоял ноябрь, в море уже было отнюдь не жарко. В день съемок, как назло, еще и ледяной ветер подул. Нам даже смотреть было холодно, как Александр Гаврилович с Ириной Ивановной снимают курточки. Помню, он задорно так на нее посмотрел и говорит: «Ирка, не бойся, я с тобой!» Она ему улыбнулась — и они оба с веселым отчаянием прыгнули в ледяную воду.
А когда вылезли, Абдулов, сам весь мокрый и продрогший с головы до ног, на весь пляж орал: «Согрейте Иру!» Им притащили пуховики, полотенца, и он давай все это на Алферову накидывать. Наконец им принесли коньяку. Они выпили по рюмочке и стояли, прижавшись друг к другу, согревая один другого своим теплом...
Было видно, что вдвоем им привычно и хорошо. Им все нравилось делать вместе: пить чай, общаться, спорить. Особенно, пожалуй, спорить. Если не знать, что они бывшие супруги, можно было подумать, что эти люди много-много лет живут в тесной коммунальной квартире и обожают пикироваться друг с другом по любому поводу: «Ира, здесь надо сыграть вот так!» — «А я так не хочу и не буду!» — «Ну так же лучше!» — «Нет, я сама знаю, как лучше!»
Было видно, что вдвоем им привычно и хорошо. Им все нравилось делать вместе: пить чай, общаться, спорить. Особенно, пожалуй, спорить. Если не знать, что они бывшие супруги, можно было подумать, что эти люди много-много лет живут в тесной коммунальной квартире и обожают пикироваться друг с другом по любому поводу: «Ира, здесь надо сыграть вот так!» — «А я так не хочу и не буду!» — «Ну так же лучше!» — «Нет, я сама знаю, как лучше!»
А мы понимали, что в такие моменты лучше им не мешать. Они получали удовольствие от того, что друг другу что-то доказывали. И последнее слово всегда, конечно, оставалось за Александром Гавриловичем. Любой спор он заканчивал словами: «Ира, вот поэтому мы с тобой 13 лет назад и разошлись!» Но было такое ощущение, что после развода они словно поставили в своих отношениях не точку, а многоточие...»
Комментариев нет:
Отправить комментарий