Старый сказочник пообещал Ассоль, что принц приплывет за ней на шхуне с алыми парусами. И однажды предсказание сбылось…
Когда режиссер Птушко решил снять фильм по известной повести Грина, советские киночиновники были против. «У вас не получится. Вы ведь привыкли снимать легкие сказочки, а это должен быть романтический и в то же время серьезный, глубокий фильм», – говорили они Птушко.
Однако режиссеру удалось убедить художественный совет дать ему шанс.
Ему позволили, но картине присвоили третью, самую низкую категорию, что означало – денег на фильм выдадут очень мало. Птушко это не остановило…
Где моя Ассоль?
К съемкам готовились год. Параллельно с изготовлением декораций и выбором натуры шли поиски актеров на главные роли. Пробы были долгими. Среди претенденток на роль Ассоль была и Людмила Гурченко. Но режиссер утвердил молодую молдавскую актрису Маркач.
«Она была черненькая, симпатичная. Однако мне, как профессионалу, не нравились ее слишком глубоко посаженные глаза, – рассказывает оператор-постановщик фильма Виктор Якушев. – Но Птушко стоял на своем: только она, и точка!»
«Маркач уже утвердили, когда на улице Горького я случайно встретил давнюю знакомую – Лидию Вертинскую с дочерьми, – рассказывает художник-постановщик фильма Леван Шенгелия. – Посмотрел на Настю Вертинскую и ахнул – вылитая Ассоль!
Я пригласил ее на пробы. Девочка так понравилась Птушко, что он решил поменять исполнительницу главной роли».
«Что может испытывать 15-летняя девочка, когда ее приводят на съемки? Конечно же, интерес! – восклицает сама Анастасия Вертинская. – Мне все нравилось.
Правда, иногда меня сильно пугал режиссер: он так громко разговаривал! И из-за работы в “Алых парусах” я отстала в учебе, и мне пришлось перейти из обычной в вечернюю школу рабочей молодежи.
Там учиться было проще – я давала учителю автограф на своей фотографии, и он мне ставил хорошую оценку! Так я пользовалась своей популярностью, которая пришла после выхода картины на экраны».
«Я до работы в “Алых парусах” снялся в фильмах “Аттестат зрелости”, “Как закалялась сталь”. Меня уже знали и любили, – рассказывает Василий Лановой (Артур Грей). – И когда шел на пробы, я был уверен, что сыграю Грея – это моя роль. Получился прекрасный фильм о верности мечте! А какая замечательная команда подобралась у Птушко!»
Недостаточно алые паруса
Место для съемок фильма искали долго: побывали на Кавказе, в Прибалтике, в Краснодарском крае. Но в итоге решили снимать на крымском курорте Коктебель, где в свое время жил сам Александр Грин. Именно там построили декорации целого сказочного поселка Каперны, в бухте которого и плавал корабль с алыми парусами.
«Проблем с поиском нужного реквизита в те времена не было, – вспоминает художник Леван Шенгелия. – Нужны парусники – пожалуйста!
А на корабль капитана Грея мы купили на ростовском заводе две тысячи квадратных метров алого материала, из которого тогда делали пионерские галстуки.
Шелк был очень красивый: мягкий, струящийся…»
«Именно с этими алыми парусами и возникли самые большие сложности, – смеется оператор Виктор Якушев. – Тогда ведь качество кинопленки было не таким высоким, как сейчас, и алый цвет на ней получался кирпичным.
Долго мы маялись и наконец нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет. И паруса получались алыми! Помню, как нам повезло в первый день съемок: только включили камеру – подул легкий ветерок, и паруса так красиво надулись!
Хорошо, что мы успели отснять этот кадр. А шелк вскоре испортился от морской соли, и паруса перестали казаться легкими, воздушными…»
Сердце реквизитора
Сказочный город Лисс снимали в Ялте. Жители крымского побережья до сих пор об этом вспоминают: ведь во всех массовых сценах было занято местное население.
Комбинированные съемки велись в Баку. Там киношники инсценировали шторм, который потом накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борется с морской стихией.
Но настоящий шторм в кадр тоже попал. Случилось это во время съемок в Пицунде.
«Там мы снимали сцену с Лонгреном, которого играл Иван Переверзев, – вспоминает оператор. – Вдруг начался ветер, поднялись такие огромные волны, что мою камеру смыло в море.
Сам Переверзев тоже свалился за борт, за ним тут же нырнул наш реквизитор. Мы думаем: «Вот мужик, молодец, артиста полез спасать!» А он вынырнул с корзинкой в руках. Мы долго потом смеялись! Ответственный работник рисковал жизнью не ради актера, а из-за реквизита. В сцене, которую снимали в тот момент, Лонгрен держал в руках корзинку».
Факты, факты и только факты
В первый год проката «Алые паруса» посмотрели 22,6 млн. зрителей.
В фильме снимали два парусника: «Альфа» – он сейчас находится при мореходном училище в Ростове-на-Дону, и «Товарищ» – в Херсоне.
Ассоль была первою ролью в кино Анастасии Вертинской.
У режиссера картины Птушко был такой громкий и звонкий голос, что на съемках он обходился без мегафона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий