Где нашли подпись Моне? Дописал ли Леонардо да Винчи портрет «примадонны Возрождения»? И какой художник подарил электрику три сотни картин? Это статья о последних сенсационных находках ранее неизвестных шедевров живописи.
Не так давно в мире искусства произошло сенсационное открытие: пополнилась одна из самых известных серий картин основателя импрессионизма Клода Моне — «Стога». Под добротным слоем краски полотна «Стог сена в вечернем солнце» учёные обнаружили подпись французского художника. С помощью анализа пигментов и волокон холста исследователи смогли подтвердить, что произведение действительно было создано в 1891 году.
Авторство этой картины до сих пор не было установлено лишь потому, что она долгое время хранилась в частной коллекции и оставалась неизвестной для искусствоведов. Эта находка представляет особенную ценность, так как серия картин «Стога», наряду с циклами Моне «Кувшинки» и «Руанский собор», всегда была одной из самых популярных и ещё при жизни художника скупалась любителями живописи по очень высокой цене.
Идея создания серии «Стога» пришла к Моне в 1888 году, когда он прогуливался в окрестностях своего дома в Живерни и его взгляд упал на обычный стог сена, красиво освещённый солнцем. Художник решил запечатлеть этот пейзаж в разное время суток и при разной погоде. Над серией полотен он трудился всё лето 1890 года. Работа шла тяжело, потому что из-за быстро меняющегося освещения иногда импрессионисту удавалось работать всего по 15 минут в день.
Завершал многие картины художник уже в мастерской в 1891 году, очевидно, там и был закончен «Стог сена в вечернем солнце». Для признания авторства этой картины за Клодом Моне учёными была создана специальная экспертная группа, которая использовала в своей работе самые последние достижения химии и информационных технологий. Сомнений не осталось, «Стог сена в вечернем солнце» — это новая «старая» картина знаменитого мастера.
«Стог сена в вечернем солнце», Клод Моне, 1891 год.
Неуловимый портрет «примадонны Возрождения»
В 2013 году в одной из частных швейцарских коллекций предположительно была найдена картина Леонардо да Винчи «Портрет Изабеллы д’Эсте». Судьба полотна ранее была неизвестна: её считали либо утерянной, либо так и не завершённой. Эскиз к этой работе на протяжении долгих лет хранился в парижском Лувре, а вот единственным косвенно подтверждающим её завершение фактом можно было считать запись помощника одного священнослужителя, который встречался с Леонардо да Винчи в 1517 году.
Он написал так: «Был нарисованный маслом портрет, изображающий некую даму из Ломбардии». «Некая дама из Ломбардии», вероятно, та сама Изабелла д’Эсте, одна из самых знаменитых женщин итальянского Ренессанса, прозванная «примадонной Возрождения». Маркиза д’Эсте была известной создательницей моды не только на покрой платья и на фасон причёски, но также на искусство, поэзию и даже нравы. Изабелла считалась покровительницей Рафаэля, Тициана и многих других живописцев, а с самим Леонардо её связывали близкие и сложные отношения.
Леонардо да Винчи «Портрет Изабеллы д’Эсте». Сам портрет и эскиз к нему
Радиоуглеродный анализ показал, что «Портрет Изабеллы д’Эсте» был создан во времена эпохи Возрождения на холсте, загрунтованном по рецепту, приводимому в трудах Леонардо. Но окончательный вывод об авторстве портрета учёные пока не сделали, в том числе и потому, что портрет на некоторое время пропал из поля зрения экспертов: картину украли.
Леонардо да Винчи «Портрет Изабеллы д’Эсте». Сам портрет и эскиз к нему
Радиоуглеродный анализ показал, что «Портрет Изабеллы д’Эсте» был создан во времена эпохи Возрождения на холсте, загрунтованном по рецепту, приводимому в трудах Леонардо. Но окончательный вывод об авторстве портрета учёные пока не сделали, в том числе и потому, что портрет на некоторое время пропал из поля зрения экспертов: картину украли.
Совсем недавно, в феврале 2015 года, загадочный портрет был снова обнаружен в одном из банковских хранилищ Швейцарии. Находка этого холста, без преувеличения, — настоящее событие для мира искусства, ведь достоверно приписываемых гению эпохи Возрождения картин совсем немного. А «Портрет Изабеллы д’Эсте» — это не просто портрет знакомой художника, улыбку маркизы на холсте многие искусствоведы называют повторением знаменитой картины «Мона Лиза».
Если исследователи сумеют доказать, что портрет «примадонны Возрождения» был создан Леонардо да Винчи раньше «Джоконды», то это событие может существенно встряхнуть все академические исследования одной из самых известных картин мира.
«Любимый» электрик Пикассо
В 2010 году у пенсионера Пьера Ле Геннека, который ранее работал электриком у Пабло Пикассо, была обнаружена 271 работа известного художника. Точнее, Ле Геннек захотел продать 180 картин и эскизов, а также блокнот, в котором содержался 91 рисунок модерниста и сам пришёл к наследникам великого художника, чтобы получить сертификаты, подтверждающие их подлинность.
Однако внебрачный сын Пабло Пикассо Клод Руис Пикассо не только не поверил пожилому человеку, но и подал на него в суд, сомневаясь в том, что почти три сотни работ обычному электрику подарил сам мэтр. Всё это время искусствоведы работали над установкой авторства картин, долгое время хранившихся в гараже пенсионера, и пришли к заключению, что они вышли из-под кисти великого модерниста.
Известно, что Пабло Пикассо редко дарил свои картины и если такое случалось, то он всегда их подписывал. Кроме того, наследники были убеждены, что художник никогда не стал бы дарить одному человеку столько прекрасных работ. Хоть Пьер Ле Геннек и утверждал, что получил эти произведения «в знак благодарности за преданность и привязанность» в период с 1971 по 1973 год, когда работал электриком в последнем пристанище Пикассо в Мужене, его обвинили в краже.
В марте 2015 года пенсионер был приговорён к двум годам тюремного заключения условно за сокрытие художественных ценностей. В настоящее время почти три сотни работ, среди которых нашлись и неизвестные труды испанского художника, оцениваются по меньшей мере в 60 миллионов евро.
«Незнакомки» Брюллова
«Незнакомки» Брюллова
Русский Музей в Санкт-Петербурге в 2013 году собрал целую коллекцию из 10 полотен Карла Брюллова, ранее либо не относившихся к его кисти, либо считавшихся утраченными. Искусствоведы и представить себе не могли, что после тщательного исследования наследия русского художника можно открыть такое количество неизвестных работ Брюллова. Тем не менее, это произошло, и уникальную выставку Русского музея без преувеличения называли событием исторического масштаба.
Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны
Ещё при жизни Брюллова многие из этих картин попали в частные владения коллекционеров в России и за рубежом и никогда не демонстрировались широкой публике. Часть из представленных полотен перекупали в частные коллекции, в том числе и по совету специалистов Русского музея, не зная, что они выполнены самим Брюлловым.
Ещё при жизни Брюллова многие из этих картин попали в частные владения коллекционеров в России и за рубежом и никогда не демонстрировались широкой публике. Часть из представленных полотен перекупали в частные коллекции, в том числе и по совету специалистов Русского музея, не зная, что они выполнены самим Брюлловым.
Например, так случилось с портретом великой княгини Елены Павловны, который значился как работа неизвестного художника. Лишь позже было установлено, что это брюлловская картина. Такая неразбериха отчасти связана с тем, что живописец редко подписывал свои холсты, но даже подпись мастера на портрете красавицы графини Стефании Витгенштейн не помогла разобраться с авторством раньше: холст долгое время значился как работа неизвестного портретиста.
Среди 10 «новых» картин есть работы, отражающие жизнь самого мастера. «Портрет молодой женщины у фортепиано» художник написал со своей молодой жены, которая прожила с ним всего 41 день, а после сбежала, прихватив с собой все бриллианты. Дерзкий побег, мягко говоря, изменил отношение Брюллова к этой женщине, но на холсте Эмилия Тимм так навсегда и осталась запечатлена кистью влюблённого в неё мастера.
Интересно, что среди «новых» полотен Брюллова есть и два автопортрета живописца. Один из них, возможно, был эскизом к «Последнему дню Помпеи», на котором Брюллов запечатлел себя в образе художника.
Интересно, что среди «новых» полотен Брюллова есть и два автопортрета живописца. Один из них, возможно, был эскизом к «Последнему дню Помпеи», на котором Брюллов запечатлел себя в образе художника.
Другую работу считали обычной копией известного автопортрета, написанного живописцем после тяжёлой болезни, но на самом деле, это его более поздний авторский вариант, что не удивительно, ведь по количеству автопортретов Брюллов уступает разве что Рембрандту.
О картине "Последний день Помпеи"
...Владелец картины, А.Н. Демидов, был в восторге от шумного успеха "Последнего дня Помпеи" и непременно хотел показать картину в Париже. Благодаря его стараниям она была выставлена в художественном Салоне 1834 года, однако еще до этого французы были наслышаны об исключительном успехе картины К. Брюллова у итальянцев.
Но совершенно иная обстановка царила во французской живописи 1830-х годов, она была ареной ожесточенной борьбы различных художественных направлений, и поэтому произведение К. Брюллова было встречено без тех восторгов, какие выпали на его долю в Италии.
Несмотря на то, что отзывы французской прессы были не очень благоприятны для художника, Французская академия искусств присудила Карлу Брюллову почетную золотую медаль.
Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Картину привезли в Россию в июле 1834 года, и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества. Многочисленные гравированные и литографические воспроизведения "Последнего дня Помпеи" разнесли славу К. Брюллова далеко за пределы столицы.
Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Картину привезли в Россию в июле 1834 года, и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества. Многочисленные гравированные и литографические воспроизведения "Последнего дня Помпеи" разнесли славу К. Брюллова далеко за пределы столицы.
Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали прославленное полотно: А.С. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н.В. Гоголь называл картину "всемирным созданием", в котором все "так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего".
Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными, и он назвал картину "светлым воскресением живописи. Он (К. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями".
Евгений Баратынский посвятил Карлу Брюллову такие строки:
Принес он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был "Последний день Помпеи"
Для русской кисти первый день.
Евгений Баратынский посвятил Карлу Брюллову такие строки:
Принес он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был "Последний день Помпеи"
Для русской кисти первый день.
Комментариев нет:
Отправить комментарий