Елена Яковлева родилась 5 марта 1961 года в Житомирской области, в городе Новоград-Волынском в семье военнослужащего. Ее мама, Валерия Павловна — сотрудница НИИ, а отец, Алексей Николаевич – был военнослужащим.
По роду деятельности отца, семье пришлось много поездить по стране. «Мы столько городов в моем детстве поменяли, что до сих пор вспомнить страшно, — рассказывает Елена. — Я за год по две школы успевала сменить. Все годы была «новенькой в классе»…» Маленькой Лене приходилось следить за младшим братом, помогать маме по хозяйству.
Несмотря на то, что родители Елены никакого отношения к искусству не имели, сама она с самого детства очень хотела стать актрисой. Может быть, роль сыграли гены ее прапрабабушка, которая была крепостной артисткой? Так или иначе, но на выпускном вечере в школе Елена положила в бутылку из-под шампанского записку «Хочу стать знаменитой актрисой». Ее мечта сбылась…
Правда, прежде чем стать актрисой, прошло еще некоторое время. Окончив в 1978 году школу, Елена попыталась поступить в Харьковский институт культуры, но экзаменатор сказал, что у нее нет сценической заразительности. Что делать. Некоторое время она работала библиотекарем в Харьковской научной библиотеке им. Короленко в библиотеке. Затем ей довелось поработать на радиозаводе. Но мечты стать актрисой Елена так и не оставила.
В 1980 году Яковлева отправилась в Москву. Елена приехала покорять столицу с мизерной суммой в кармане. Четыре дня она жила на вокзале, после чего устроилась в дешевую гостиницу, на которую ушли почти все деньги. Однако эти трудности не остановили девушку…
На вступительных экзаменах в ГИТИС Яковлева читала монолог из «Воскресения». Как признается сама Елена, ее выбор был не случаен. Девушку в свое время просто потрясла своей игрой актриса Тамара Семина, исполнившая роль Катюши в экранизации великого романа Л.Н. Толстого. Этот монолог был в ее честь.
В итоге в ГИТИС Елена поступила с первой же попытки. Ее приняли в мастерскую Владимира Андреевича Андреева.
Сегодня трудно в это поверить, но в студенческие годы Елену называли «второй Гундаревой». Сама она признается, что в то время: «Я была полненькой, 68 килограммов, щечки румяные, волосики легкие…». Елену это сравнение только воодушевляло. Она с удовольствием смотрела все роли этой знаменитой актрисы, а потом пыталась повторять…
В годы учебы в ГИТИСе состоялся дебют Елены Яковлевой в кино. На третьем курсе она снялась в музыкальной лирической комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом».
В фильме Яковлева сыграла роль второго плана – цирковую артистку Леру. Она вспоминает: «Меня позвали на Одесскую киностудию на пробы к фильму «Двое под одним зонтом», где я играла цирковую артистку. Приезжаю «на место» и, естественно, направляюсь прямиком на пляж – «подзагореть» хотелось. Так полежала часик, сяк полежала, встаю — красная, как рак.
Тогда еще солнцезащитных кремов не было. Когда пришла на киностудию, даже не могла одежду надеть — жгло беспощадно. Большое спасибо режиссерам, что меня все равно утвердили. Кстати, до съемок я весила шестьдесят восемь килограмм, а после — сорок пять».
Начинающей актрисе повезло – рядом с ней в картине снимались такие мастера отечественного кино, как Иннокентий Смоктуновский, Ивар Калныньш, Наталья Андрейченко.
В 1984 году, окончив ГИТИС, Елена Яковлева стала актрисой театра «Современник». Тогда произошел редчайший случай — за ее включение в труппу театра проголосовали ВСЕ члены художественного совета.
Уже в том же году состоялся и ее дебют на сцене этого театра. Елена сыграла роль Гитель Моска в спектакле «Двое на качелях», поставленном Галиной Волчек по пьесе Уильяма Гибсона. Затем последовали роли в спектаклях: «Три сестры» (Наташа), «Навеки девятнадцатилетние» (нач.мед.), «Близнец» (Галина).
В 1986 году Елене предложили перейти в Московский театр им. М.Н. Ермоловой. Она согласилась. «Мой уход в Ермоловский театр я бы обозначила большой впадиной вулканического происхождения…», — признается актриса.
В театре им. Ермоловой Елена Яковлева выступала лишь три года. За это время ею были сыграны роли в спектаклях: «Прощай Иуда», «Костюмер», «Снег недалеко от тюрьмы».
В 1989 году всё вернулось на круги своя. Елена Яковлева вернулась в «Современник», где впоследствии стала одной из ведущих актрис.
Здесь же в «Современнике» Елена познакомилась со своим будущим мужем – актером Валерием Шальных. 3 марта 1985 года они сыграли свадьбу, а 7 ноября 1992 года у них родился сын, которого назвали Денис.
Все эти годы Елена Яковлева продолжала сниматься в кино. Были и главные и второстепенные роли, но успех пришел лишь в 1989 году. Роль проститутки Тани Зайцевой в мелодраме Петра Тодоровского «Интердевочка» стала для актрисы настоящим прорывом. Конечно, успеху способствовало и то, что фильм затрагивал ранее совершенно запретную тему. Это сегодня историями о «жрицах любви» никого не удивишь, а тогда…
Тогда фильм был чем-то вроде разорвавшейся бомбы. Пронзительная история «ночных бабочек» не оставила зрителей равнодушными. Большая заслуга в успехе принадлежит Тодоровскому, сумевшему собрать настоящий звездный коллектив, – вместе с Яковлевой в фильме снялись: Анастасия Немоляева, Ирина Розанова, Всеволод Шиловский, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Мартыньш Вилсонс, Зиновий Гердт, Мария Виноградова, Татьяна Агафонова, Наталья Щукина и многие другие.
Благодаря роли в фильме «Интердевочка» Елена Яковлева была названа лучшей актрисой года по опросу, проводимому журналом «Советский экран». Высоко оценили работу актрисы и на различных фестивалях. Яковлева стала лауреатом «Ники», а также Токийского Кинофестиваля и Кинофестиваля «Созвездие-90».
С этого момента Яковлева прочно вошла в когорту ведущих актрис отечественного кино. В первой половине 90-х она много и интересно снималась у различных режиссеров, играя, как правило, несчастных героинь: брошенных, обманутых, загнанных, матерей-одиночек…
Однако наиболее удачными для актрисы стали роли в картинах все того же Петра Тодоровского. Прежде всего, это относится к трагической мелодраме «Анкор, еще Анкор!». Вот один из отзывов о картине: «Чувственная энергия пропитывает фильм, так же как лирическая, социально-критическая, драматическая. Живая ткань жизни всегда многожанрова». За работу в этом фильме Яковлева стала обладательницей «Ники» в номинации «Лучшая актриса второго плана».
Кроме того, Елена Яковлева снялась у Петра Тодоровского в ретро-драме «Какая чудная игра» (1995) и мелодраме «Ретро втроем» (1998). Среди работ других режиссеров, стоит отметить роли актрисы в трагикомедии Алексея Сахарова «Лестница», телефильмах Леонида Пчелкина «Сердце не камень» и «Дело Сухово-Кобылина».
Не смотря на удачные роли образ «Интердевочки» долгое время преследовал актрису. Не «перекрыли» его ни «Анкор! Еще Анкор», ни популярный сериал «Парижские тайны». Ситуация изменилась лишь с выходом на экраны сериала «Каменская».
Надо сказать, что Елена Яковлева с трудом поддалась уговорам сняться в первой «Каменской». Да и Александра Маринина, автор детективных романов, по которым снимался сериал, видела свою героиню не такой.
Однако Яковлева необычайно органично вжилась в роль безупречного следователя. Сериал, что называется, пошел. Зрители полюбили Каменскую настолько, что, как это часто бывает, стали отождествлять актрису с ее персонажем.
Мало того, сама Маринина теперь уже стала писать свои новые книги, «примеряя» Каменскую на типаж Яковлевой. На волне успеха первой «Каменской» были сняты продолжения – «Каменская-2», «Каменская-3», «Каменская-4». Сериал растянулся на шесть лет.
Сама же Елена Яковлева, как человек творческий, со временем устала от одной роли. В настоящее время с «Каменской» она закончила, и старается выбирать роли отличные от нее: «У меня масса сил. Много опыта. Хочется использовать свои возможности целиком». Так, как это у нее получается в театре. Елена по-прежнему выступать на сцене театра «Современник». Здесь она с одинаковым блеском играет совершенно разноплановые роли – это и Мария Стюарт («Играем…Шиллера!»), и Мария Лебядкина («Бесы» Ф.М. Достоевского), и Кабаниха («Гроза» Островского), и Людмила («Уйди-уйди» Николая Коляды), и многие другие.
Не так давно дебютировал в кино сын Елены Яковлевой – Денис. Он снялся в приключенческом фильме Аллы Суриковой «Если завтра в поход», сыграв мальчика-«ботаника» по кличке Платон.
А в марте 2006 года поклонники увидели Елену Яковлеву и вовсе в другом образе. Она вдруг пустилась в пляс в проекте канала «Россия» «Танцы со звездами». Теперь, как признается актриса, она все делает танцуя!
Тогда фильм был чем-то вроде разорвавшейся бомбы. Пронзительная история «ночных бабочек» не оставила зрителей равнодушными. Большая заслуга в успехе принадлежит Тодоровскому, сумевшему собрать настоящий звездный коллектив, – вместе с Яковлевой в фильме снялись: Анастасия Немоляева, Ирина Розанова, Всеволод Шиловский, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Мартыньш Вилсонс, Зиновий Гердт, Мария Виноградова, Татьяна Агафонова, Наталья Щукина и многие другие.
Благодаря роли в фильме «Интердевочка» Елена Яковлева была названа лучшей актрисой года по опросу, проводимому журналом «Советский экран». Высоко оценили работу актрисы и на различных фестивалях. Яковлева стала лауреатом «Ники», а также Токийского Кинофестиваля и Кинофестиваля «Созвездие-90».
С этого момента Яковлева прочно вошла в когорту ведущих актрис отечественного кино. В первой половине 90-х она много и интересно снималась у различных режиссеров, играя, как правило, несчастных героинь: брошенных, обманутых, загнанных, матерей-одиночек…
Однако наиболее удачными для актрисы стали роли в картинах все того же Петра Тодоровского. Прежде всего, это относится к трагической мелодраме «Анкор, еще Анкор!». Вот один из отзывов о картине: «Чувственная энергия пропитывает фильм, так же как лирическая, социально-критическая, драматическая. Живая ткань жизни всегда многожанрова». За работу в этом фильме Яковлева стала обладательницей «Ники» в номинации «Лучшая актриса второго плана».
Кроме того, Елена Яковлева снялась у Петра Тодоровского в ретро-драме «Какая чудная игра» (1995) и мелодраме «Ретро втроем» (1998). Среди работ других режиссеров, стоит отметить роли актрисы в трагикомедии Алексея Сахарова «Лестница», телефильмах Леонида Пчелкина «Сердце не камень» и «Дело Сухово-Кобылина».
Не смотря на удачные роли образ «Интердевочки» долгое время преследовал актрису. Не «перекрыли» его ни «Анкор! Еще Анкор», ни популярный сериал «Парижские тайны». Ситуация изменилась лишь с выходом на экраны сериала «Каменская».
Надо сказать, что Елена Яковлева с трудом поддалась уговорам сняться в первой «Каменской». Да и Александра Маринина, автор детективных романов, по которым снимался сериал, видела свою героиню не такой.
Однако Яковлева необычайно органично вжилась в роль безупречного следователя. Сериал, что называется, пошел. Зрители полюбили Каменскую настолько, что, как это часто бывает, стали отождествлять актрису с ее персонажем.
Мало того, сама Маринина теперь уже стала писать свои новые книги, «примеряя» Каменскую на типаж Яковлевой. На волне успеха первой «Каменской» были сняты продолжения – «Каменская-2», «Каменская-3», «Каменская-4». Сериал растянулся на шесть лет.
Сама же Елена Яковлева, как человек творческий, со временем устала от одной роли. В настоящее время с «Каменской» она закончила, и старается выбирать роли отличные от нее: «У меня масса сил. Много опыта. Хочется использовать свои возможности целиком». Так, как это у нее получается в театре. Елена по-прежнему выступать на сцене театра «Современник». Здесь она с одинаковым блеском играет совершенно разноплановые роли – это и Мария Стюарт («Играем…Шиллера!»), и Мария Лебядкина («Бесы» Ф.М. Достоевского), и Кабаниха («Гроза» Островского), и Людмила («Уйди-уйди» Николая Коляды), и многие другие.
Не так давно дебютировал в кино сын Елены Яковлевой – Денис. Он снялся в приключенческом фильме Аллы Суриковой «Если завтра в поход», сыграв мальчика-«ботаника» по кличке Платон.
А в марте 2006 года поклонники увидели Елену Яковлеву и вовсе в другом образе. Она вдруг пустилась в пляс в проекте канала «Россия» «Танцы со звездами». Теперь, как признается актриса, она все делает танцуя!
Комментариев нет:
Отправить комментарий