Кладдахское кольцо, символическое кольцо, изображающее две руки, которые держат коронованное сердце. Каждый элемент этого кельтского символа объединен с категориями любви (сердце), дружбы (руки), верности (корона). Среди известных ирландских ювелирных изделий Кольцо Кладдах широко известно. Его дарят и в знак дружбы, и в качестве обручальных колец…
На ирландских обручальных кольцах зачастую располагают надпись ирл. «Grá, Dilseacht, agus Cairdeas» (любовь, верность и дружба); порою её размещают и на кладдаских кольцах, являющихся одним из олицетворений этого девиза.
Во время ирландского картофельного голода в 1845—1849 годах многие ирландцы были вынуждены покинуть свою страну, и кладдахское кольцо вместе с эмигрантами распространилось по Соединённым Штатам Америки. В настоящее время кольцо Кладда широко известно за пределами Ирландии.
Кольца Кладда носят в знак дружбы или обручения. При этом существуют следующие нюансы:
- Если кольцо надето на правую руку и сердце обращено в направлении от его обладателя (то есть, к кончикам пальцев), то это говорит о том, что владелец кольца Кладда находится в поиске своей любви.
- Если кольцо носят на правой руке и сердце обращено к обладателю кольца, то это говорит о том, что владелец кольца находится в любовных отношениях.
- Кольцо на левой руке с сердцем, обращённым к его владельцу, считается обручальным.
Позднее появился ещё и четвёртый способ ношения кольца — на левой руке, сердцем от носителя. Так его носят, согласно разным источникам, во время свадебной церемонии (как знак того, что сердца жениха и невесты устремлены друг к другу), помолвленные вдовые и разведённые.
По традиции кладдахское кольцо из поколения в поколение передаётся от бабушки к внучке или же от матери к дочери.
«Сердце, знак любви, руками окольцовано,
А руки, дружбы знак, за верность коронованы».
Кладдах — маленькая рыбацкая деревушка на западе Ирландии (сейчас — пригород Голуэя), где в 1660—1737 годах жил некий Ричард Джойс.
Он покинул родные края, отправившись работать в Вест-Индию. По возвращению Ричард собирался жениться на своей возлюбленной, но по пути в Кладдах его корабль был захвачен алжирскими пиратами, сам Ричард Джойс взят в плен и продан в рабство мавру-ювелиру. Раб быстро освоил ремесло своего хозяина и вскоре овладел им в совершенстве. Тоскуя по своей далёкой невесте, он создал кольцо в форме двух рук, держащих сердце под короной.
Позднее это кольцо стало известно как кладдахское кольцо. В конце концов Ричарду Джойсу повезло: в 1689 году Вильгельм III Оранский вскоре после своей коронации договорился с маврами об освобождении всех британских рабов.
Несмотря на то, что бывший хозяин предложил Ричарду жениться на своей единственной дочери и стать совладельцем его ювелирной мастерской, Ричард вернулся на родину. Всё это время невеста Ричарда верно ждала его и замуж не выходила. Они поженились, и Ричард занялся ювелирным делом на родине.
Как и любая другая легенда, история о происхождении кольца Кладда подвергается обоснованным сомнениям в её правдивости. Фактом остаётся то, что самые древние из сохранившихся колец имеют надпись «R.I.», а ювелир по имени Ричард Джойс действительно существовал. Примечательно также то, что клеймо этого ювелира включает якорь — символ надежды.
Считается, что после закрытия ювелирной мастерской Ричарда Джойса в 1730-е годы, производство кладдахских колец прекратилось и было возобновлено спустя поколение Джорджем Робинсоном. Позднее такие кольца стали делать и другие ювелиры Голуэя.
По второй версии происхождения кольца Кладда некая Маргарет Джойс вышла замуж за Доминго де Рона, богатого испанского торговца в Голуэе. После скоропостижной смерти мужа ей досталось большое наследство. Затем в 1596 году Маргарет вышла за Оливера Ог Френча, правителя Голуэя. Своё состояние Маргарет потратила на строительство нескольких мостов в Коннахте и благотворительность, за что была вознаграждена: на её колени сбросил золотое кольцо орёл.
Существуют и другие версии, которые настаивают на том, что кольцо старше, чем предыдущие легенды.
- Версия на основе кельтской мифологии: Корона на кольце символизирует Бяха-Иле, левая рука — Ману, мать ирландского народа, а правая рука — Дагду, всемогущего отца богов. Под сердцем подразумевается человечество.
- Рыбацкая версия: Изображение на кладдахском кольце является своего рода «логотипом» рыбаков этого региона. Его изображали на лодках и парусах, его носил каждый рыбак в знак принадлежности к профессии. Если местные рыбаки встречали лодку, команда которой не могла предъявить такое кольцо, то они её могли уничтожить. Разумеется, у этой версии — легенды о королях рыбаков Голуэя в настоящее время в регионе Кладда сторонников осталось мало.
- Церковь даёт своё толкование символов, и даже в двух версиях. Первая версия говорит о любви, дружбе и верности как качествах Христа, вторая видит в кольце символ троицы (корона и две руки), охраняющей человечество (сердце).
- Ещё одна популярная версия происхождения кольца Кладда, ссылающаяся на древние ирландские традиции, отличается особой трагичностью и кровавостью. Согласно этой легенде король, влюблённый в простолюдинку, от безысходности покончил с собой.
Король терял честь, заключив неравный брак, по ирландским верованиям это пагубно бы отразилось на плодородности его земель. Короля похоронили, вложив в его руки его же сердце. Кольцо, по этой легенде, является символом «любви до гроба».
В соответствии с легендой о королях рыбаков Голуэя кольцо Кладда символизирует девиз правителей:
"Мы хотим править в духе любви и дружбы."
Кладдахское кольцо носили некоторые английские правители (например, Виктория и Эдуард VII). Кольца для них выполнила ювелирная фирма Томаса Диллона, основанная в 1750 году, обладатель Королевского Патента на производство колец Кладда. Среди клиентов этой фирмы были князь Монако Ренье III и его супруга Грейс Келли, Уолт Дисней, Уинстон Черчилль, король Георг V и другие знаменитости.
В 1984 году во время празднования 500-летия получения Голуэем статуса города его жители в ответ на полученные поздравления от президента США Рональда Рейгана подарили ему выполненное по специальному заказу золотое кладдахское кольцо в 18 карат.
Американец шотландского происхождения, певец и фронтмен группы The Doors Джим Моррисон и американка ирландского происхождения, литератор Патрисия Кеннели-Моррисон обменялись кладдахскими кольцами на своей паганской свадьбе.
Изображение колец присутствует на обложке мемуаров Кеннели-Моррисон «Странные дни: моя жизнь с Джимом Моррисоном и без него», Кольцо Кладда видно на руке Патрисии на многих её фотографиях.
Существуют также и другие разновидности этого кольца.
Дублинская версия
В дублинской версии кольцо состоит из двух рук и двух сердец, но без короны. Оно пользуется популярностью среди ирландцев, выступающих за независимость Ирландии от Великобритании (именно поэтому в дублинском кольце Кладда отсутствует корона; существует также версия, что именно в таком варианте было первое кольцо с потерпевшего крушение испанского корабля было найдено на побережье Ирландии, а корона на нём появилась позднее по приказу Королевы Елизаветы).Это кольцо стало известным как «кольцо Фениев».
Кольцо Феде
Возможно, кладдахское кольцо является разновидностью кольца Феде (итал. Fede — вера) в форме соединённых в рукопожатии рук, известного у римлян и греков, которое получило современный облик кольца Кладда в Средние века. Несколько экземпляров этого кольца из золота, серебра и бронзы, датируемых XV—XVI веками, хранятся в Национальном музее Ирландии.
Аналогичного вида кольца встречались на островах Аран и в Коннемаре. Название им дали коллекционеры в XIX веке.
Кольцо Гиммель
Кольца Феде являются, в свою очередь, разновидностью кольца Гиммель, подвида «колец-головоломок». Такие кольца использовались на помолвках и свадьбах с начала XV века. Их отличительная особенность состоит в том, что пара или тройка таких колец способна сложиться в одно (одно кольцо при этом принадлежит мужу, второе — жене, третье — свидетелю). Название кольца происходит от третьей буквы еврейского алфавита.
Прочие
Томас Диллон упоминает также некоторые ранние «версии» — например, с короной-митрой, или же выплавленные из монет, похожее кольцо из Бретани, «Мунстерское» кольцо, и даже некоторые испанские кольца, имеющие определённые сходства с тем, что принято считать за кладдахский стандарт.
Кладдахские кольца пользуются популярностью и по сей день, в особенности, для указания своего ирландского происхождения, принадлежности к кельтской культуре, а также в качестве украшения. После 11 сентября 2001 года на руинах башен-близнецов в Нью-Йорке было найдено около 200 колец Кладда.
Существует Музей колец Кладда, известный как «самый маленький музей Европы с самым большим сувенирным магазином». В нём хранятся кольца, сделанные в мастерских Николаса Бёрджа, Ричарда Джойса и Джорджа Робинсона. Также в нём есть самое маленькое из существующих кладдахских колец, умещающееся на подушечке мизинца. Кольца для экспозиции частично находятся в процессе археологических раскопок; одна из найденных в археологическом мусоре партия из десяти колец компании Диллона стоила в общей сложности более 6000 евро.
Лондоне существует достаточно известный ирландский паб The Claddach Ring, основанный в 1991 году, выполненный в средневековом деревянном антураже и использующий в декоре символику кладдахских колец. Символика используется также в таких украшениях, как серьги, ожерелья, диадемы, воспроизводится на сувенирной продукции. Известен случай, когда кольцо было модифицировано как оружие, способное поранить лицо нападающего.
Упоминания в художественных произведениях
Кольца Кладда иногда появляются в фильмах, например в фильме кинорежиссёра Оливер Стоун «Дорз» (англ. «The Doors») или (в сильно изменённом виде) в телесериале «Баффи — истребительница вампиров».
О кольце поётся в песне The Gold Claddagh Ring Энди Стюарта и в The Old Claddagh Ring, игравшуюся такими исполнителями, как, например, Марго и Дермот О’Брайан. Кроме того, упоминания кольца встречаются в романе Джеймса Джойса «Улисс», «Заклинании для спецагента» Роберта Асприна и Джоди Линн Най, «Королевстве Возможного» Дэвида Левитана, в «Вампираты. Демоны океана» Джастина Сомпера, в «Позднем ужине с Клоудом ла Бадарианом» Уильяма Монахана, и в других художественных произведениях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий