Наталья Варлей родилась в румынском городе Констанца в семье капитана дальнего плавания. Как гласит семейное предание, Варлей — фамилия валлийская. Предки Натальи Владимировны попали в Россию из Уэльса. В XIX веке русский фабрикант привез в Россию конюшню и двух братьев-жокеев по фамилии Варлей. Затем они женились на русских девушках и окончательно обрусели.
Детство Наташи прошло в Мурманске. С ранних лет будущая актриса проявила себя чрезвычайно одаренным ребенком. С четырех лет она начала писать стихи, затем училась в музыкальной школе, рисовала. Когда выучилась читать, стала запоем проглатывать одну книгу за другой.
Но в то же время она была очень болезненным ребенком: у нее обнаружили ревмокардит и запретили заниматься в школе физкультурой.
В конце 50-х годов семья Варлей поселилась в Москве. В один из дней мама повела Наташу в цирк. Они пришли раньше положенного времени, а тут внезапно начался сильный дождь. Мама с Наташей спрятались в кассе, и первое, что девочка там увидела, было объявление о наборе детей 11-13 лет в детскую цирковую студию. Буквально на следующий день, тайком от родителей, девочка отправилась по указанному адресу. Как это ни странно, но, обмерив Наташу вдоль и поперек, проверив ее гибкость и растянутость, педагоги студии сочли возможным принять ее к себе.
Рассказывает сама Н. Варлей: «Нас, студийцев, часто занимали на представлениях в прологах. Помню, когда был хрущевский обмен денег в 1961 году, сочинили для нас танец под названием «Копейка рубль бережет». Мы с фанерными огромными копейками по бокам выбегали на арену и радостно выкрикивали: «Копейка!», а последняя, десятая «копейка» кричала: «Гривенник!» И вот в очередной раз, выбегая в победном марше несокрушимой копейки, я застряла между зрителями. «Копейки» рассчитались без меня, и гривенник получился из девяти копеек. Все очень смеялись. Кстати, на представлениях я встречалась с Юрием Никулиным»
В 1965 году Варлей окончила Училище циркового и эстрадного искусства и пришла в труппу Московского цирка на Цветном бульваре. Работала эквилибристкой. Одно время выступала в одном номере со знаменитым клоуном Леонидом Енгибаровым: танцевала на трапеции с кастаньетами, сидя на стульчике, играла на концертино. И именно благодаря Енгибарову Наташа попала в кино. Произошло это при следующих обстоятельствах…
Енгибаров уже несколько лет снимался в фильмах и имел множество друзей в киношной среде. Одним из его приятелей был режиссер Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В один из дней 1966 года он пришел на очередное представление в цирк на Цветном бульваре и увидел там Наташу, Она ему настолько понравилась, что он тут же предложил ей сняться в его новом фильме «Формула радуги». И Варлей согласилась. Ей досталась маленькая роль медсестры.
К сожалению, картину на экран тогда так и не выпустили, найдя в ней какую-то крамолу. Однако, несмотря на эту неудачу, съемки в фильме сослужили Варлей хорошую службу: именно там на нее обратила внимание ассистентка Леонида Гайдая, который в те дни готовился к съемкам фильма «Кавказская пленница». Варлей пригласили на пробы.
На роль студентки-комсомолки Нины в фильме претендовали без малого около пяти сотен актрис, среди которых были такие звезды советского кино, как Наталья Фатеева, сестры Вертинские, Наталья Кустинская, Валентина Малявина, Вика Федорова и др. Однако Гайдай после долгих раздумий решил остановиться на никому тогда не известной цирковой артистке, 19-летней Наталье Варлей. И, как оказалось, не ошибся.
Наталья Варлей вспоминает о своих кинопробах: «Пришла на «Мосфильм». Дали мне почитать кусочек из сценария. Потом сняли небольшой эпизод с осликом. И вдруг Гайдай робко меня спрашивает: «Наташа, а можете ли вы раздеться до купальника?» Я ответила: «Конечно». И разделась. Все так и ахнули. Это сейчас актеры свободно обнажаются, а тогда и кинематограф, и вся страна были более целомудренными. Но у меня-то купальник являлся повседневной цирковой формой одежды, поэтому и мыслей никаких не возникло. Словом, сняли и этот эпизод. Пожалуй, он и решил выбор».
Затем наступили съемки: «До сих пор я помню каждый съемочный день. Много было и смешных, и казусных, и драматических ситуаций. Например, я чуть не раздавила знаменитую троицу. Помните, когда они стояли на дороге с Вициным посередине? Я мчусь на красной машине, а у нее вдруг отказывают тормоза. Слава Богу, реакция у наших прекрасных комиков оказалась отменной.
Навсегда остался в памяти первый опыт артистического перевоплощения. До этого я фактически играла саму себя. Образ же Нины в «Кавказской пленнице» совершенно не похож на меня в жизни: я никогда не была уверенной в себе, озорной, оптимистичной, скорее — тихой, мечтательной, романтичной. Так что Гайдай из меня прямо на съемках лепил «комсомолку, спортсменку и просто красавицу».
И еще одно, далеко не комедийное воспоминание связано не со съемками, а уже с просмотром готового фильма. Мы представляли его комиссии и смотрели больше, конечно, не на экран, а на ее членов. У них были каменные лица! У нас возникло ощущение полного провала. Но потом был другой просмотр — в Доме кино. Там зрители хохотали с первого и до последнего кадра. Честно говоря, реакция комиссии мне так до сего дня и непонятна, но помнился тот ужас, который она вызывала в душе.
Премьера «Кавказской пленницы» состоялась в Москве 1 апреля 1967 года. Успех картины был оглушительным. К Варлей пришла всесоюзная слава. С этого момента ей буквально не давали прохода возбужденные почитатели ее таланта. Наталья Варлей покорила сердца зрителей своей красотой и обаянием. Песню «спортсменки, комсомолки и красавицы» Нины о белых медведях напевала вся страна. Варлей писали письма, признавались в любви.
Когда она с цирком приехала на гастроли в Горький, возле здания, где проходили представления, собралась внушительная толпа, которая желала получить автограф у молодой звезды. Эта толпа стояла у цирка три дня, с каждым днем увеличиваясь в размерах. В конце концов, нашу героиню пришлось срочно выводить из цирка через черный ход и уводить подальше от этого места. В другом городе актрису поселили на втором этаже гостиницы, и каждый вечер к ней на балкон забирались поклонники, которые настойчиво предлагали ей руку и сердце.
Стоит отметить, что, несмотря на огромный успех фильма «Кавказская пленница», сама Варлей получила за него премию сначала в 200 рублей, плюс еще 100, когда успех повторился.
Сама Наталья об этом фильме говорит так: «Среди 60 картин, в которых я снялась, для зрителей моим главным фильмом остается «Кавказская пленница». Это особый фильм. Особенный. Его повторяют снова и снова, и каждый раз его смотрят… На съемках «Кавказской пленницы» запомнилось все… больше было сложного, чем веселого. Моя жизнь развивалась бы совсем иначе, не будь «Кавказской пленницы». Она изменила мою судьбу, перевернула всю мою биографию. Я не собиралась идти в театральное училище до этого фильма».
Успех «Кавказской пленницы» круто изменил судьбу Натальи Варлей. Она покилула цирк и поступила в театральное училище имени Б. В. Щукина.
Мало кто знает,что первым мужем Натальи Варлей стал режиссер Николай Бурляев. Они заключили брак в 1967 году. Этот брак оказался недолгим и они расстались спустя несколько лет.
В конце 1969 года она вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, сына известных во всем мире актеров Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Несмотря на то, что в дальнейшем их пути разошлись, Варлей о своем втором муже рассказывает только хорошее. Вот как она описывает историю своего замужества: «Володя влюбился в меня, когда увидел «Кавказскую пленницу». Он был молодым, сильным, крепким. У нас были общие дипломные спектакли, я играла Снегурочку, он — Мезгиря. Он был очень способный человек, с прекрасными внешними данными, добрый по сути. Володя четыре года ночевал на чердаке, чтобы увидеть, как я прохожу мимо. Но когда мы поженились, он стал ревновать меня к каждому фонарному столбу. Находились люди, которые говорили ему: «Я с ней был». И мы выясняли отношения через день!»
Надо отметить, что где-то на последнем курсе «Щуки» в судьбе Варлей появился человек, который вполне мог бы обеспечить ей безбедное будущее далеко за пределами родины. Однако они расстались.
Вспоминает Н. Варлей: «К нам в училище приехали из Бельгии студенты театральных вузов. Возглавлял эту компанию Люсьен Хармегинс, сын министра обороны Бельгии. Мы все подружились. Потом, когда они вернулись домой, я стала получать от Люсьена письма. Приглашал погостить в Бельгию, звал на его виллу в Ниццу. А чтобы мне в голову не приходило ничего дурного, предлагал взять с собой подружку. В общем, влюбился и очень хотел на мне жениться. Но у меня тогда были совершенно другие планы. Если бы он появился в моей жизни раньше, чем Володя, возможно, все сложилось бы по-другому».
В конце октября 1967 года состоялась премьера еще одного фильма, в котором Варлей сыграла главную роль. Речь идет о картине К. Ершова и Г. Кропачева "Вий". Можно смело сказать, что это был первый фильм ужасов в нашем отечественном кино. Варлей сыграла в нем роль Панночки.
Актриса вспоминает: «На съемках этой картины мне не раз бывало страшно. Например, когда я выпала из гроба. Гроб был привязан на длинной веревке к стреле крана и на большой скорости несся по кругу. В какой-то момент я потеряла равновесие и свалилась, летела вниз головой. Даже сгруппироваться не успела. Леня Куравлев меня поймал. Проявил, можно сказать, чудеса циркового партнерства. Со мной ничего не произошло, а по стране пошел слух, что я погибла…
Вообще только много позднее я осознала, какой был страшный грех сниматься в картине «Вий»… За ним потянулся шлейф несчастий. Казалось, все в жизни стало рушиться. Предательства, измены, расставания, клевета, а потом и гибель мужа, хотя уже и бывшего».
Помимо фильма «Вий», Варлей в конце 60-х также снялась в картинах: «Семь невест ефрейтора Збруева»,»12 стульев», и других. В комедии Гайдая «Двенадцать стульев» (История создания фильма) она сыграла Лизу, на роль которой пробовалась также актриса Наталья Гурзо. Рассказывает Наталья Варлей: «Поначалу я пробовалась на роль Эллочки-людоедки. Но потом Леонид Иович попросил меня примерить светлый парик — и тот час увидел во мне Лизу. Я согласилась. Эта роль была не такой эксцентричной, но зато более душевной».
Окончив театральное училище в 1971 году, Варлей поступила в труппу Театра имени Станиславского. В театре ее первой большой ролью была Роз-Мари Фей в спектакле Н. Погодина «Альберт Эйнштейн». Затем она получила еще две главные роли, однако сыграть их ей тогда не удалось по вполне прозаической причине: она забеременела. Вскоре, на свет появился сын, которого назвали Василием. Однако к тому времени молодая семья уже распадалась: Владимир Тихонов стал все чаще злоупотреблять алкоголем, в доме на этой почве постоянно происходили скандалы. И в 1971 году Варлей приняла решение развестись. В 1990 году Владимир Тихонов умер от острой сердечной недостаточности из-за злоупотребления наркотиками и алкоголем.
В 1972 году, уже через месяц после рождения ребенка, Варлей вернулась на театральную сцену. Было очень тяжело, так как приходилось разрываться между домом и театром. Когда Василию исполнилось три года, она стала возить его с собой на гастроли по стране. Почему ребенка нельзя было оставить на попечение родителей? Дело в том, что родители актрисы в тот период серьезно заболели, а родители со стороны отца ребенка — В. Тихонов и Н. Мордюкова — были заняты своими проблемами (у Тихонова за год до Васи родилась дочка Аня).
Возвращение Варлей в театр было трудным. Она вспоминает: «Первая роль была вводом в спектакль за две репетиции. Я немножко вышла из формы, жутко комплексовала. В зале сидели мои родители, текста было много. И в первой эмоциональной сцене я вдруг почувствовала, что меня «перемкнуло» от волнения и я не могу вспомнить ни одного слова!
Меня прошиб холодный пот. В цирке, когда душило волнение, — а я ведь безумная трусиха, боюсь высоты, — в проходах стояли мои коллеги, которые поддерживали меня внутренне, и я успокаивалась. А здесь я повернулась к кулисам и увидела глаза актеров, которые радовались моему провалу. Все они отлично знали текст. Я посмотрела в другую кулису — то же самое. Во взгляде моего партнера читалось ехидное: «Ну что, звездулька?» Все это длилось минуту. Я посмотрела ему в глаза: «Боря, я текст забыла…» Он подсказал одно слово, я за это слово зацепилась и от злости вспомнила все. Я поняла, что в театре никто тебя поддерживать не будет, как в цирке. Хотя и там тоже от зависти резали тросы, люди гибли… Но это редкость, по большому счету в цирке есть чувство локтя…»
За время работы Варлей в этом театре сменилось четыре главных режиссера, и ее положение в нем было то стабильным, то шатким. Завистники не переводились. Однажды Варлей приехала из-за рубежа и привезла оттуда красивую кофточку. В первый же день надела ее в театр, но, когда после спектакля вернулась в гримерную, увидела, что на кофте кем-то из коллег прожжена огромная дырка.
В другом случае она должна была играть роль Натали в «Былом и думах». Режиссер Сандро Товстоногов пообещал, что спектакль будет идти в одном составе и, если кто-то из актеров заболеет, спектакль отменят. Однако надо же было такому случиться, что незадолго перед премьерой Варлей угодила в больницу. И тут же вокруг этой роли разгорелись интриги, в конце концов, ее получила другая актриса. Про свое обещание режиссер уже не вспоминал.
Как было сказано выше, Варлей уже в четырехлетнем возрасте начала писать стихи. Не оставила она этого занятия и в более зрелые годы и в конце концов решила получить к трем своим дипломам еще и четвертый: в начале 80-х она поступила в Литературный институт (из-за этого даже покинула театральную сцену). В 1986 году, когда училась на втором курсе, родила второго ребенка, которого назвала Александром. Кто отец — осталось тайной.
Наталья Варлей вспоминает о рождении ребенка: «Я тогда училась в Литературном институте. Была беременна. Помню, печатала контрольную по истории КПСС (оказывается, в конце беременности нельзя печатать на машинке из-за вредной вибрации). Начались преждевременные роды. Ребенок не закричал сразу после рождения. Если бы не оказавшийся случайно поблизости детский врач Алексей Владимирович Грачев, то сына я потеряла бы. Позже этот врач ушел в духовную семинарию, стал служителем церкви и нашим семейным духовником. А лавина несчастий и бед в нашей семье схлынула только после того, как мы крестились в церкви и стали стараться жить по Божьим заповедям».
В 70-е — 80-е годы Варлей много снималась, однако большая часть этих картин не вышла за рамки средних. Наиболее удачными среди них были фильмы: «Большой аттракцион», «Мой папа- идеалист», «Не хочу быть взрослым».
С середины 90-х Наталья Варлей практически перестала сниматься в кино. Актриса объясняет это тем, что ей не предлагают подходящих ролей: «Недавно читала сценарий, по которому мне отводилась роль женщины, рожающей в лифте. Или сценарий, по которому мне из постели не надо вылезать. Я не ханжа, но все-таки принадлежу к актерам старой школы».
Последней заметной работой Натальи Варлей в кино в 90-е годы был фильм «Волшебник Изумрудного города» (1994), где она сыграла сразу двух ведьм: Гингему и Бастинду.
В 1994 году Наталья Варлей окончила факультет поэзии Литературного института. Пишет стихи, вместе с композитором Николаем Шершенем выпустила два авторских диска-гиганта песен — «На высшей точке единения» и «Не умирай, любовь!» и два компакт-диска «Живая вода» (1996) и «Не оборвись во мне, струна» (1999). Диски с песнями Натальи Владимировны, по ее словам, раскупают охотно. А, судя по количеству зрителей, приходящих на ее творческие встречи, даже, несмотря на долгое отсутствие на экране, актриса остается одной из самых известных в России.
Чтобы не сидеть без дела, Варлей согласилась дублировать многочисленные сериалы, которые с середины 90-х наводнили российское телевидение. Наталья Варлей: «Я озвучила и сдублировала около 2000 ролей. Когда шла работа над «Дикой Розой», где я озвучивала Веронику Кастро, ко мне на улице подходили люди, благодарили. Ну, когда говорят: «Спасибо за «Кавказскую пленницу», я не удивляюсь. А тут — «Дикая Роза»! Что же, приятно: значит, я смогла войти в образ, слиться с ним».
Наталья Варлей по-прежнему практически не снимается в кино: «Я не вписываюсь в «новый» кинематограф, забывший о духовности. Устала отказываться от сценариев, которые не греют душу. Есть нравственная опора, которую никто не отменял. Вседозволенность — от лукавого. Имею силы и мужество отказываться от макулатуры: ни в «Клубничке», ни в прочих сериалах, слава Богу, я не снимаюсь».
Разочаровавшись в современном кино, Наталья Варлей стала телеведущей программы «Домашние хлопоты». Вот как родилась программа со слов самой актрисы: «Что-то похожее мне уже предлагал Андрей Разбаш. Тот проект назывался «Кухня», и его спонсором готов был выступить «Кнорр». Тогда я отказалась, заявив, что в рекламе не снимаюсь. Но с АТВ мы сделали передачу в какой-то степени актерскую, где мне позволяется и поимпровизировать, и взять какую-то часть подготовки сценария на себя. Нам пишут со всех концов нашей все еще необъятной страны. Письма разные — и с рецептами, и с благодарностями, и возмущенные: как, мол, вам не стыдно говорить об ананансах во фритюре, когда народ в регионах голодает?! Но у нас удивительные люди, которые умеют готовить разнообразные обеды из того, что растет у них на огородах.
Наталья Варлей любит украшать дом всякими безделушками. Как она признается: «У меня скопилось невероятное количество вещей — хохлома, керамика, жостовские подносы, резьба. И я почувствовала, что вещи стали вытеснять меня! Теперь я просто отдаю их».
О ее кошках — их у актрисы девять — ходят легенды. «Они для меня члены семьи! Все они — Зарплата, Пенсия, близнецы Бондик и Пондик и т.д. — родственники, нерозданные котята. Кроме Киски, которую поклонницы подбросили моему соседу на-найцу Володе Асимову. Моя мама долго не могла смириться с тем, что у меня столько кошек. Но однажды, когда ей стало плохо с сердцем, они буквально облепили ее и — полегчало. С тех пор она относится к ним с уважением. Когда у меня начинают болеть суставы, позвоночник (память о травмах в цирке), они начинают журчать, «петь» и мять меня. Вскоре я начинаю чувствовать, что возвращаются силы и боль прекращается. Так что кошки — самые сильные домашние лекари».
Старший сын Василий окончил Институт современных искусств, в 1995 году у него родился сын Женя. Младший сын Саша сейчас учится в гуманитарном университете на факультете журналистики.
Недавно Наталья вновь вышла замуж: «В моей жизни появился Володя. Это мой молодой муж — мы обвенчались накануне Масленицы. Что сказать о нем? Слава Богу, он не актер. Мы молодожены, и я пока не хочу много говорить на эту тему, хотя и не суеверна».
Наталья Варлей и сегодня выглядит прекрасно. Как говорят — «кавказской пленнице» всегда двадцать пять лет. Особого секрета красоты у нее нет: «Я ленюсь регулярно заниматься спортом, иногда начинаю бегать по бульвару, потом — плавать… Я не придерживаюсь какой-то системы в питании. Ем, что хочется, на что глаз «упадет». Но посты всегда соблюдаю строго. А возраст, я думаю, это, в первую очередь, состояние души».
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий