Жила-была на свете (в маленьком провинциальном городке) девочка Нина Соломатина. Обыкновенная девочка, одна из тех, кто млеет в кинотеатре от шикарного боевика «Смерть у моря», мечтает об известности, активно участвует в художественной самодеятельности (блестящий эпизод, когда «светское общество» Чацких, Молчалиных и Фамусовых в перерыве репетиции, забыв о цилиндрах и кринолинах, жизнерадостно устремляется к турнику и лихо скачет через «коня»), отвергает невзрачного одноклассника, втайне лелея мечту о Бельмондо или Иннокентии Смоктуновском, и засыпает редакцию «Советского экрана» письмами с единственным вопросом: «Как стать артисткой?».
Добавьте к этому массу веснушек, две трогательные косички, нескладно-коренастую фигуру, и вы… не узнаете в героине Ирину Муравьеву — прекрасную актрису, запомнившуюся нам все по тому же фильму «Москва слезам не верит», которая не боится быть неуклюжей и смешной (достаточно вспомнить, как ее героиня катается на роликах), но умеет, подобно гадкому утенку, превратиться в прекрасного лебедя — стать поразительно элегантной и неотразимо женственной (например, в сценах, где она предстает перед нами в облике «женщины, которая поет», ее исполнительской манере могут позавидовать многие звезды эстрады).
И не беда, что «карнавальная жизнь», к которой так стремилась Нина, получится совсем не такой, «как в кино». Только поначалу покажется ей (и зрителям) добрым волшебником отец, нашедший брошенную в детстве дочурку, а потом как-то незаметно забывший о ней в Москве. И храм искусства — театральное училище — не поспешит распахнуть двери перед наивной провинциалочкой со своеобразным говором. И из трехкомнатного «дворца» ее совсем не вежливо попросит хозяйка. И не сказочным принцем окажется будущий режиссер, променявший Нину на манекенщицу.
И в первом выступлении на сцене, используя все свое «умение» держаться на роликах, Соломатина блестяще… завалит (в прямом и в переносном смысле слова) всю программу мюзик-холла. Так как же оценить возвращение Нины Соломатиной в родной город? Как отказ от мечты об артистической карьере и первое жизненное поражение? Или, наоборот, увидеть в ее карнавальных мечтах, как это наверняка сделают любители счастливых концов, будущее большой актрисы? А, может быть, это и не так уж важно? Ведь в конце концов фильм не о том, станет или не станет Нина актрисой, а о том, что Москва, «не поверившая» ей, все-таки не поскупилась и кое-чем одарила ее. Хотя бы, например, способностью не путать жизнь с карнавалом. Честное слово, это не так уж мало.
«Спутник кинозрителя», июнь 1982 года
Т. Лиознова адресовала фильм «Карнавал» молодому поколению, а потому выбрала пересказ истории о взрослении человека в жанре музыкального фильма-шоу.
Эльдар Рязанов как-то искренне признался Татьяне Лиозновой, что «по-настоящему завидует ей – снять комедию, где публика иногда смеется так, что не слышно музыки, – это надо суметь!»
Идея же снять фильм о трогательной провинциалке родилась в стенах института кинематографии. Во времена преподавания во ВГИКе Татьяне Лиозновой как-то раз, почти случайно, попался старый номер журнала «Искусство кино», где была напечатана повесть Анны Родионовой о провинциальной девчонке, которая приехала покорять столицу. Повесть Лиозновой очень понравилась, а история главной героини оказалась режиссеру очень близка и понятна. Правда, самая известная женщина советской режиссуры долгое время и не думала снимать фильм «про себя». Все получилось совершенно случайно.
Лиознова встретилась с Родионовой и рассказала ей о своей задумке. Та, недолго думая, взялась за написание сценария. Лиознова стала ее соавтором, дополняя вымышленный материал эпизодами из своей собственной реальной жизни. В судьбе режиссера было много сложных моментов, которые ей довелось пережить. Например, было время, когда она работала и портнихой, и уборщицей. А кино казалось недосягаемой мечтой.
— Я сразу поняла, что это абсолютно моя история, — вспоминает Лиознова. — С Ниной Соломатиной у меня много общего — я точно так же приехала в Москву наивной девушкой, столкнулась с теми же трудностями. Правда, у меня все в итоге получилось.
Впрочем, об экранизации рассказа Лиознова сначала и не думала. Посмотрев все эпизоды вгиковцев, Татьяна Михайловна впала в уныние — не та интонация, не та работа с актерами, все не то…
— Я уже знала, как все должно быть, — я фактически сняла это кино в собственной голове, — продолжает режиссер. — Я даже знала, кто сыграет главные роли.
С артистами на главные роли Лиознова и впрямь определилась быстро. К моменту начала работы над «Карнавалом» она завершила свой предыдущий фильм «Мы, нижеподписавшиеся», в котором снялись Ирина Муравьева, Юрий Яковлев и Клара Лучко. Все трое в итоге перекочевали с одной съемочной площадки Лиозновой на другую.
Причем ни Лиознову, ни худсовет не смутил тот факт, что Муравьевой к тому времени было уже за 30. А ведь в первых кадрах она должна играть выпускницу школы!
Удачу фильму принесло приглашение на главную роль молодой, но уже популярной актрисы И. Муравьевой, сыгравшей к этому моменту одну из главных ролей в оглушительно успешной картине «Москва слезам не верит».
Лиознова создает образ, абсолютно не похожий на прежние работы актрисы. Муравьева сбрасывает вес, встает на коньки, танцует и поет. Роль смешной, но целеустремленной девушки с непростым характером закрепила за Ириной репутацию лучшей актрисы советского кино начала 1980-х годов.
«Карнавал» частично снимался в Калуге. Вокзал, где Нина Соломатина провожает папу — это вокзал Калуга-2, а дом, где жили Нина и ее мама, скорее всего на Смоленке или на улице Баумана.
Идея пригласить Муравьеву основывалась еще и на совместной с ней работе. Лиознова решила снимать «Карнавал», когда заканчивала свой предыдущий фильм – «Мы, нижеподписавшиеся», где снималась Ирина. Рассказала об этом актрисе, и та очень заинтересовалась новой, так не характерной для нее ролью. В результате и создатели, и зрители фильма пришли в восторг от новой звезды советского экрана.
— Все понимали, что сыграть юную девицу для Муравьевой не составит труда, — говорит Татьяна Михайловна. — Это был просто вопрос актерской техники — не она первая, не она последняя играла героинь моложе себя. Впочем, у нее получилось гораздо лучше, чем у многих.
Еще одним преимуществом Муравьевой был ее голос. Петь Муравьева и по сей день умеет прекрасно, а в «Карнавале» ей предстояло исполнить сразу несколько вокальных партий. Актриса готовилась, репетировала, но в итоге не спела ни одной песни.
— Так решила Лиознова, — поведал композитор Максим Дунаевский. — Ей не нужна была запись поющей актрисы. Лиознова распорядилась найти профессиональную исполнительницу.
В итоге за Муравьеву работает голосом Жанна Рождественская — главная закадровая певица Советского Союза. Тогда повсеместно гремел ее хит «Гадалка» из фильма «Ах, водевиль, водевиль!», а благодаря «Карнавалу» Рождественская обзавелась еще одним шлягером — «Позвони мне, позвони».
Если кандидатов на главные роли Лиознова нашла быстро, то для второстепенных персонажей пробы решила все же провести. Впрочем, сотни артистов она не просматривала — не ее метод. Например, на яркую роль цыганки Кармы она первым делом попробовала Екатерину Жемчужную. Ее же и утвердила.
— До сих пор с удовольствием вспоминаю съемки, — призналась Жемчужная. — Даже, несмотря на то, что мне пришлось выкурить на съемочной площадке пачку папирос «Казбек». А я ведь вообще не переношу запаха сигаретного дыма!
— Это единственный минус? Говорят ведь, у Лиозновой непростой характер.
— Что вы! Она невероятно теплая женщина. Мы с Ирой поначалу побаивались ее, но потом у нас установилась едва ли не дружба. Я сначала переживала, что моя роль в фильме не главная. А она подошла ко мне и сказала: «Катя, не переживай, твоя роль замечательная. Ты — совесть этого фильма!» Так что я счастливый человек, я снималась у мудрой женщины.
— При этом никто не подозревал, что из «Карнавала» выйдет такое популярное кино?
— Музыкальная комедия от режиссера «Семнадцати мгновений весны» — это звучало как-то спорно. И все были потрясены реакцией публики. В 1982 году я ехала в Японию на пароме — представлять «Карнавал» в Токио. И ко мне бросилась толпа девушек за автографом. Для меня это был шок! Оказывается, они уже видели фильм…
— Как-то раз, уже после большого успеха «Карнавала» у зрителей, я зашел в гости к Алле Пугачевой, — вспоминает Дунаевский. — Мы сидели у нее на кухне, и вдруг разговор зашел о песне «Позвони мне, позвони». «Очень хорошая песня, — сказала мне Алла. — Я бы с удовольствием спела. Что ж ты мне ее не предложил?» — «Алла Борисовна, но я не знал, что вы могли бы спеть за кадром…» — «Отчего же? Такую песню бы спела». Так что судьба у «Позвони мне, позвони» могла быть совсем другой…
Нина Соломатина оказалась потрясающе искренней и наивной, чем и запомнилась зрителю.
Муравьева же уверяла, что в жизни она совсем не похожа на свою героиню. «Я очень спокойная. Мне никогда не хотелось чего-то добиваться. Я не лидер. Но как актриса я всегда стремлюсь уметь сыграть любой характер», – делилась позже она с журналистами.
По иронии судьбы, домашняя девочка и коренная москвичка, учившаяся на одни пятерки в школе, Ирина Муравьева играла роли покоряющих столицу самоуверенных, не слишком отличавшихся в школе сверстниц. И играла так убедительно, что ей стали подражать.
Один из самых ярких эпизодов картины — выход на сцену Нины Соломатиной на роликовых коньках вместо медведя Кузи, который пал жертвой диареи. Муравьева готовилась к съемкам этого короткого эпизода три месяца!
— Я хорошо умела кататься на роликах и не думала, что возникнут какие-то проблемы, — говорит Ирина Муравьева. — Но я еще не знала, что это нестандартные ролики — с очень большими колесами, к которым надо приноровиться…
Для Муравьевой наняли тренера — он даже отправился с ней на летние гастроли с театром. Утром двухчасовая тренировка, затем массаж ног (снять напряжение), потом репетиция и спектакль. И так каждый день. Но к съемкам Муравьева сносно стояла на роликах, а вот передвигаться могла с трудом. Конечно, ее неуклюжесть во многом сыграна — все-таки сохранять равновесие она могла куда лучше, чем ее экранная героиня. Но Муравьева признавалась, что съемки именно этой сцены дались ей с большим трудом. После трех месяцев тренировок у Ирины Муравьевой получалось прокатиться «а-ля, мишка косолапый». Оказалось, то, что надо!
Сцену с Муравьевой на коньках Лиознова придумала не сама, а скопировала из фильма 1968 года «Смешная девчонка». Там в аналогичной ситуации оказалась Барбра Стрейзанд.
В 1982 году Ирина Муравьева была названа лучшей актрисой года читателями журнала «Советский экран».
Изначально финал планировался еще более печальным, чем он получился в итоге. Лиознова сняла сцену последней встречи Кармы и Нины, в которой Карма рассказывает, что у нее погиб ребенок. Но при монтаже эта сцена с формулировкой «слишком беспросветно» была выброшена режиссером в корзину.
Впрочем, в фильме снялись и другие великолепные актеры, которые уже успели поработать с Лиозновой: Александр Абдулов сыграл роль Никиты (с ним Муравьева еще встретится в комедии «Самая обаятельная и привлекательная»), Клара Лучко исполнила роль Жозефины Викторовны, а Юрий Яковлев – отца Нины. Татьяна Лиознова не раз говорила, что всех актеров «Карнавала» она очень любит и уважает.
За все время проката в Советском Союзе фильм собрал более 31 миллиона зрителей.
В 1998 году (спустя 17 лет после съемок!) картину показали по ОРТ. Она стала самым рейтинговым фильмом того года с долей под 25% (то есть фильм посмотрел каждый четвертый телезритель).
Комментариев нет:
Отправить комментарий