понедельник, 5 марта 2018 г.

Как создавался культовый мультфильм «Ну, погоди!»






Они знакомы нам с пеленок. Первый — лохматый парень с гитарой за спиной, в клешеных штанах и рубашке навыпуск, идет неспеша, курит папиросу и наслаждается необремененной обязанностями жизнью. Асоциальный субъект. Второй — маленький, но хитрый, всю жизнь только и делает, что убегает от первого и пакостит ему потихоньку. Волк и Заяц. Лучший мультипликационный дуэт за всю историю «Союзмультфильма».

«Ну, погоди!» — мультфильм, не нуждающийся в представлении. Целый сериал, в основе которого — игра в догонялки двух героев. С сомнительной идеологией, с еще более сомнительной воспитательной ценностью. Одним словом — чудо, вырвавшееся из цепких объятий цензуры и вышедшее на экраны назло всем превратностям судьбы.





По началу «Ну, погоди!» задумывался как мультфильм, четкое разделяющий добро и зло, растолковывающий по буквам, что такое хорошо и что такое плохо. Героев для этой цели выбрали абсолютно противоположных — зайца и волка, врожденная ненависть которых объясняется пищевой цепью и не предполагает никаких полутонов в отношениях. К тому же Волк — бездельник, это плохо. Заяц — маленький, но смелый и находчивый, это хорошо. Казалось бы, чем не сюжет?

Режиссеры «Союзмультфильма» один за другим отказывались участвовать в проекте — быть может, сюжет показался слишком пресным. Заинтересовался только Вячеслав Котеночкин. Он предложил поучаствовать в создании мультфильма сценаристам Курляндскому, Хайту и Канделю (которого позже из-за смены гражданства убрали из титров, а еще позже — заменили фамилией «Камов»). Из привычной работы написание сценария в какой-то момент превратилось в увлекательное занятие. Как признается позже Курляндский, веселились сценаристы от души. Озвучивать Волка сначала пригласили Высоцкого, затем заменили Анатолием Папановым — слишком уж одиозной получалась фигура. На роль Зайца без всяких проб взяли Клару Румянову.




И уже на показе первой серии мультфильм сорвал овации. Начиная с 1969 каждый год на экранах появлялась новая серия. К сериалу прочно присоединился эпитет «народный». Несколько раз Котеночкин готов был распрощаться с Волком и Зайцем и поставить точку в работе над мультфильмом, но уступал многочисленным просьбам зрителей. Так поистине ожившие уже персонажи бегали друг за другом по мультипликационной ленте весь период застоя.

«Ну, погоди!» — история повседневности, обыденности 70-х. Той повседневности, которая не документируется в официальных источниках, а сохраняется только в памяти страны. Вместо мультфильма о том, «что такое хорошо и что такое плохо», у Котеночкина получился социально адаптированный мультфильм-эпоха, открыто ироничный и непокорный.

На экране — четкое узнаваемые типажи. Волка-пэтэушника и сейчас можно встретить вечерком в спальном районе. Заяц из положительного героя превратился в того еще зверька. Слабость его — напускная. Небольшой рост и скромная комплекция вынуждают его быть находчивым, но руководствуясь врожденной хитростью, тот успевает и спровоцировать Волка, и вдоволь над ним поиздеваться. Однажды Русаков, художник, стоял в очереди за водкой, и перед ним один мужик сказал другому: «Волк — это мы, работяги, а заяц — это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается».




И все события развиваются на фоне советского застоя. Вокруг — атмосфера «культурного отдыха» граждан. Эзоповы звери из «Ну, погоди!» развлекаются в Луна-парке, ходят в цирк и музей, катаются на теплоходе, посещают эстрадные концерты и занимаются спортом. Живут самой что ни на есть обычной жизнью. Вот и спустя десяток серий Заяц переселяется в уютную однокомнатную квартирку, Волк прозябает в своей холостяцкой берлоге с ободранными обоями на стенах. А вокруг — городской пейзаж — пятиэтажные хрущевки с захламленными балконами.

Одним словом, мультфильм получился очень «своим» и понятным каждому жителю той страны. Его «народность» с первых же серий не нуждалась в доказательствах. В 1993 году, уже после смерти Папанова, вышли 17-й и 18-й выпуски мультсериала. В озвучке Волка были использованы фрагменты предыдущих серий, рабочие записи, анекдоты рассказанные в перерывах… В 2000 году умер Вячеслав Котеночкин, в 2004 Клара Румянова. Авторы «Ну, погоди!» ушли вслед за своей эпохой.
Изначально «Ну, погоди!» был госзаказом — чиновники решили дать диснеевским мультикам адекватный ответ и выделили солидный по тем временам бюджет.

Анатолий Папанов и Клара Румянова озвучивают «Ну погоди»

— История рождения такая: 40 лет назад нас пригласили на киностудию «Союзмультфильм» и попросили сделать что-нибудь смешное. Нас было две пары: Курляндский — Хайт и Камов — Успенский — молодые, популярные и довольно известные юмористы, — рассказал «КП» один из сценаристов мультфильма Александр Курляндский. — И вот мы с Хайтом придумали сюжет. Решили, что это должен быть фильм-погоня. Выбирали, кто за кем гонится.




Остановились на паре, наиболее присущей нашим народным сказкам. Нашим изобретением, думаю, было то, что Волк — дурошлеп, не такой диснеевский злодей, а персонаж, сам часто попадающий в яму, которую копает другим. Сначала изобретать видеотрюки нам помогал Камов, но потом мы работали вдвоем с Хайтом. Многие режиссеры отказывались от вроде бы простецкой затеи, а Вячеслав Котеночкин сказал: «В этом что-то есть!»

Официально режиссером мультфильма является Котеночкин. Но мало кто знает, что пилотный выпуск создавал другой художник и режиссер — Сокольский. Однако его образы Волка и Зайца подверглись цензуре. Было рекомендовано кардинально изменить имидж персонажей, облагородить их — руководству показалось, Волк и Заяц слишком злые, а советским детям нужны добрые герои. На переделку художник не пошел и отказался от дальнейшей работы. Тогда и включился в процесс Котеночкин. Кстати, Котеночкин не скрывал, что Волка рисовал с себя — наделил его своей пластикой и походкой.




Котеночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Высоцкий, делал пробы его голоса с хрипотцой. Но тут вмешалась цензура — бард был под запретом. Утвердили Анатолия Папанова. В качестве привета Высоцкому в первой серии Волк насвистывает мелодию песни «Вертикаль» («Если друг оказался вдруг…») — когда лезет по канату к Зайцу. Клара Румянова всегда озвучивала зверушек, и она подошла для озвучивания Зайца.

Сначала чиновники и цензоры пытались цепляться к мультику. Настойчиво рекомендовали уйти от пустой развлекательности и придумать фильму поучительную идею. Но команда «Ну, погоди!» стояла грудью — «Будем развлекать!». Потом придрались к вредной привычке Волка курить. Мультипликаторы объясняли: папиросы в кадре служат основой для трюка. Например, в одном сюжете Заяц заперся от Волка в телефонной будке.

И Волк решил выкурить его — закуривает всю пачку, выдыхает дым в щель будки, но тут же падает от переизбытка никотина. «Так это же о вреде курения!» — убеждали мультипликаторы. Больше к ним не приставали — после триумфа первой же серии цензорам намекнули с самого верха: оставьте создателей в покое! Правда, от одного госзаказа — сделать серию про Олимпиаду — создатели не могли отвертеться. Но решили ее с выдумкой.

Когда один из сценаристов — Феликс Камов — уехал в Израиль, что было равносильно предательству Родины, мультфильм закрыли.
Но позже Папанов пришел в Кремль получать госнаграду, и Подгорный поинтересовался у него, мол, а что с вашим Волком? Папанов объяснил. Подгорный ответил: «Передайте, что мне и моим ТОВАРИЩАМ мультфильм очень нравится и мы против него не возражаем». Работа возобновилась. Это было на седьмой серии.




После смерти Папанова вновь встала проблема: закрывать ли мультфильм?
Но выяснилось, что звукооператор бережно сохранил все записи актера, и их использовали в новых сериях уже после смерти актера. Заменять голос Папанова чьим-то другим тогда не рискнули — из уважения к памяти артиста. Хотя сам Анатолий Дмитриевич к этой работе относился без придыхания и злился, что в народе его воспринимают только как Волка.




Партнер Папанова по театру А. Гузенко вспоминал, когда с группой приехали в Болгарию, на центральной площади их встречало много детей. Директор театра объявил: среди нас есть актер, исполнитель роли Волка в «Ну, погоди!», со знаменитым монологом. И под аплодисменты попросил произнести этот монолог. Папанов весь покраснел: «Сейчас я вам скажу монолог!» Напрягся и заорал: «НУ, ЗА-Е-Ц! ПОГОДИ-И!» В качестве прощания начал «причащать» пионеров. Перекрестит, в лоб чмокнет и скороговоркой: «Ну, заяц, погоди…» Дети были в восторге.

Когда с перестройкой кинодеятели лишились государственной поддержки и мультипликация перешла на коммерческие рельсы, производство «Ну, погоди!» заморозили. И лишь недавно были найдены инвесторы для двух новых серий. По словам Курляндского, сегодня бюджет 10 минут мультфильма варьируется от 250 до 300 000 долларов, а если фильм рисованный, а не созданный на компьютере, цена еще подскакивает.

                                  













В новых сериях рисовал героев не «прародитель» Котеночкин-старший (его нет в живых), а его сын, профессиональный художник. Волка озвучил под Папанова Игорь Христенко — актер «Кривого зеркала» Евгения Петросяна. Говорят, его голос невозможно отличить от папановского. Кстати, Христенко озвучил вместо Хазанова и попугая Кешу в новых сериях (Хазанов отказался). Новые серии «Ну, погоди!» были показаны на кинофестивале в Чехии, получили награды. Их можно купить на DVD. Их показали на нефедеральных телеканалах. Поскольку это коммерческий продукт, телеканалы должны покупать права на показ. Возможно, новым творением в ближайшем времени заинтересуются и телеканалы первой величины. Тогда и массовая аудитория сможет их оценить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Любовь во времена "короны". Десятый рассказ про Веронику

Как в картах: что было, что будет, чем сердце успокоится… Что было – Вероника знает, что будет – никто не знает, а сердце успокоится… любов...