Плейбой, скандалист, провокатор, двоеженец и отчаянный забияка, вызвавший на дуэль самого Державина. Проклятье благородного рода Загряжских. Таков был Иван Александрович Загряжский — дедушка одной из самых знаменитых внучек в русской истории – Натальи Гончаровой. Просто удивительно, что про этого персонажа до сих пор не сняли сериал, ведь вся его жизнь – мыльная опера…
Маленький разбойник
Помните фразу из «Снежной королевы», о том, что детей надо баловать – тогда из них вырастут настоящие разбойники? Ванечка Загряжский был как раз таким. Младшему ребенку в семье позволялось буквально всё.
Вступив во взрослую жизнь, Иван Загряжский так же позволял себе довольно дерзкие выходки – ведь его покровителем был давний друг семьи Григорий Потёмкин.
Драгунские будни
В середине 18-го века для дворянина не было почетнее занятия, чем военная служба. Продолжая дело отца и деда, молодой человек в 1760 году вступил в драгунский корпус.
Как не подходило бы Ивану Загряжскому бравое определение гусар, все же драгунские войска от гусарских отличались довольно сильно. Если гусары были скорее разведчиками, легкой конницей, то драгуны являлись настоящими «танкистами».
Впрочем, в мирной жизни отличия между отделениями стирались напрочь. Пирушки, балы, интриги, скачки – офицеры проводили время задорно и весело, с огоньком, нередко переходящим в социальный «пожар». Кутежи не прекращались, даже когда войска выдвигались на позиции. Однако на войне приходилось выделять и время на войну.
Доподлинно неизвестно, но совпадение по датам позволяет предположить, что полк Загряжского участвовал в одной из русско-турецких войн 1768 – 1774 годов, в результате которой Крымское ханство получило независимость от Турции, а позже в 1783 году Крым стал частью России. Но это всего лишь лирическое отступление от нашей романтической истории.
Командировочный на приеме у барона
Затерялась в истории и дата женитьбы Ивана Загряжского на барышне Александре Алексеевой. Вероятно, невесте было не менее 16, значит, жениху — около 21, а свадьба случилась в плюс/минус 1770 году. За девять лет относительно нормального течения супружеской жизни у четы появилось трое детей. Но всё самое интересное началось в 1779 году.
Шла так называемая «картофельная война» или война за Баварское наследство, в которой Россия принимала посредническое участие. Полк Загряжского стоял на Прусской границе в Дерпте, где офицеры занимались привычным делом – устраивали пирушки и наносили визиты лифляндской знати.
Легенда гласит, что на одном из замковых пиров у богатого и влиятельного барона Липгардта бравый драгун и верный муж Иван Загряжский вдруг увидел её…
Красотка Ульрика
Еуфрозиния Ульрика фон Поссе, урожденная Липхарт, бабушка Натальи Гончаровой.
Некоторые учёные считают, что исторической правды в мемуарах об этой встрече не больше, чем в коммунистической пропагандистской листовке, однако романтическая версия выглядит привлекательнее, поэтому мы выбираем именно её.
Итак, на вечеринке у барона молодой повеса увидел дочку барона – чаровницу Ульрику и совершенно потерял покой. Ситуация осложнялась тем, что дама была замужем за бароном Морицем Поссе и являлась матерью годовалой дочери Иоганны Вильгельмины.
Видимо Загряжского это обстоятельство не беспокоило. Как и наличие семьи на родине. Он без раздумий посватался к молодой женщине и, разумеется, встретил полное непонимание со стороны отца и мужа. Но не восемнадцатилетней Ульрики, бывшей, вероятно, авантюрной натурой.
Побег из Дерпта
Тем временем мир был подписан, и полк отправился в Петербург. Вслед за полком, выбросив из головы отца, мужа и дочь, в сторону Чудского озера на снежные русские просторы выехала юная Ульрика Поссе.
Подкупленный священник тайно обвенчал русского и немку в русской церкви, и Иван Загряжский стал настоящим двоеженцем. Имя Ульрики было навсегда вычеркнуто из древнего уважаемого рода, а портреты сожжены в камине.
Иван Александрович Загряжский (1749–1807).
Дома надо было как-то представить новую барышню официальной жене, да и ввести её в общество, и при этом не вызвать негодования как русских покровителей, так и немецкой общины.
Как думаете, что сделал Загряжский? Очень просто, он предоставил девушкам самим разобраться в отношениях…
Очевидно, что удар был нанесён обеим женщинам! Тем более что, покутив с новой женой на тамбовских балах, Загряжский должен был спешно отправиться с отрядом на Кавказ, где ни Александре, ни Ульрике места не было.
Союз благородства и огня
К слову сказать, Ульрика к тому моменту была беременна. Невероятно, но благороднейшая обманутая Александра окружила молодую, но также обманутую немку сочувствием и заботой. Более того, Александра Загряжская взяла на себя и заботы о новорожденной дочери Ульрики – Наталье Ивановне.
Да-да, это именно о той, что впоследствии стала матерью Натальи Гончаровой и тещей Пушкина! Этот факт подтверждают мемуары дочери Натальи Гончаровой (Ланской) – Александры Араповой. В документах же, её бабка — Наталья Ивановна фигурировала как «воспитанница» Загряжского.
Наталья Ивановна Загряжская (Гончарова). 1800-е годы.
Можно добавить только, что Ульрика и Александра прожили бок о бок еще 6 лет, до кончины немки. Юная красавица умерла совсем молодой, предпочтя прожить мало, но пылать ярко.
За Державина обидно
Нити этих страстей не могли дотянуться до непутёвого мужа и отца, который в дальних далях уверенно нёс командирское, а после и генерал-лейтенантское звание.
Боевые подвиги его бесспорны – за взятие Анапы и за победы в русско-турецких кампаниях 1787-1793 годов Загряжский получил ордена Святой Анны и Святого Владимира. В 1796 году наш герой стал шефом Смоленского драгунского полка.
Отважный воин и безответственный донжуан – увы, как часто эти качества служат определением одного и того же человека!
В 1788 году Загряжский стал наследником дядиного тамбовского имения, и, как нередко было в те времена, начал активно претендовать на общественную должность – ни много ни мало на пост губернатора. А пост этот занимал… Г.Р. Державин!
Гавриил Романович Державин
Загряжский не просто конфликтовал с Державиным, а даже вызвал его на дуэль. Однако, дело дошло до столицы и было быстро прекращено. Губернатором Загряжский не стал, но Державина так или иначе сверг. И зажил тихой помещичьей жизнью, дописав свою историю до 58 лет.
***
Что же до несчастной Ульрики – есть гипотеза, что один из портретов Натальи Ивановны Гончаровой, хранящийся в государственном музее Пушкина, — на самом деле портрет Ульрики Поссе, удивительная красота которой перешла по наследству через поколение внучке – Наталье Николаевне Гончаровой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий