пятница, 24 марта 2017 г.

Убийственная красота. Люди во все времена желали быть красивыми






Красота требует жертв. Человеческих. Увы, часто это не шутка. История доказывает: ради идеальной внешности люди во все века калечили себя. А иногда и убивали.


ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: АРОМАТНЫЕ ПАРИКИ

Много веков у египтян в моде были пышные парики. Самые дорогие делали из человеческих волос, подешевле — из волос, смешанных с овечьей шерстью, еще проще — из шерсти целиком или из растительных волокон. И мужчины и женщины, носившие парики, коротко стриглись — это спасало от паразитов. Египтяне также пользовались румянами, изготовленными из красной глины, и еще обожали благовония. Сохранилось много изображений пирующих людей с укрепленными на париках ароматическими конусами; когда по улице двигалась царская процессия, созерцавшие ее подданные в знак почтения смазывали волосы благовонными маслами. 

Представители обоих полов густо подводили глаза зеленой малахитовой краской, позже ее вытеснила черная — из свинцовой руды. Свинец токсичен, однако египтяне считали, что подводка для век защищает их от болезней. Несколько лет назад химики Филипп Уолтер, Кристиан Аматоре и другие исследовали остатки древнеегипетской краски и нашли в них соли свинца, которые, соприкасаясь с кожей, способствуют выделению оксида азота, а тот, в свою очередь, участвует в регуляции иммунной системы. Так что поверье, вполне возможно, было небезосновательным.


29–26 тыс. до н. э.
Виллендорфская Венера 

Одна из «палеолитических Венер», первобытных статуэток с утрированными признаками плодовитой женщины.

XIV век до н. э.
Нефертити 

«Описывать бесцельно, надо смотреть», — отметил в дневнике археолог, обнаруживший бюст египетской царицы.

I век до н. э.
Клеопатра VII 

 
РИМЛЯНЕ РАННЕЙ ИМПЕРИИ: БЕЛИЛА ОТ КРОКОДИЛА

Римский идеал красоты на рубеже новой эры — статная белокожая блондинка. Поэтому дамы осветляли волосы всевозможными средствами: галльским мылом из букового пепла и козьего жира, смесью осадка винного уксуса с маслом мастикового дерева и даже голубиным пометом. Поэт Овидий в «Науке любви» писал, что соотечественницы подрисовывали себе брови так, что они сходились на переносице. 

Чтобы уберечь лицо от загара, римская модница выходила на улицу под зонтом от солнца. Кроме того, дамы белились разведенным в уксусе мелом, а также мазью из крокодильих экскрементов. Еще в Древней Греции были известны свинцовые белила, охотно пользовались ими и римлянки. Однако от ядовитого металла портились кожа и зубы, более того, свинец имеет свойство накапливаться в организме и вызывать различные болезни, в том числе онкологические. Вредили здоровью и румяна из киновари — сульфида ртути. Чтобы скрывать дефекты кожи и подчеркивать ее белизну, римлянки, вероятно, первыми придумали мушки — искусственные родинки из ткани.


IX–VIII века до н. э.
Елена Троянская 

Легенда о Троянской войне из-за похищенной красавицы лежит в основе гомеровского эпоса «Илиада».

VI век
Императрица Феодора 

Цирковая танцовщица стала византийской императрицей благодаря необычайной красоте.


СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЯПОНИЯ: БРОВИ-БАБОЧКИ

В эпоху Хэйан (VIII–XII века) у японских дам «в тренде» были длинные прямые волосы, струящиеся до пят и далее. Вьющиеся пряди писательница X столетия Сэй-Сёнагон называла «претенциозно пошлыми». Многие дамы, не имея густой шевелюры от природы, использовали шиньоны и парики. Смуглая женщина не могла считаться красавицей. Аристократкам подобало удалять брови и в несколько слоев покрывать лицо, шею и уши белилами на основе свинца. Случалось, «штукатурка» отваливалась кусками, когда дама, забывшись, касалась лица рукавом.

 На лбу сажей ставили два пятна — «брови-облака» или «брови-бабочки», в зависимости от формы. Губы красили ярко-алой помадой; привлекательным считался маленький аккуратный рот. Декоративной косметикой пользовались и мужчины. В конце периода Хэйан вошло в моду чернить зубы по достижении полового созревания; так делали и юноши и девушки. Специальный состав для этого получали разными способами — из вина, уксуса, чая, железных опилок, древесной коры, измельченных чернильных орешков. Черный был очень почитаемым цветом, кроме того, средневековые японцы полагали, что он красиво оттеняет набеленное лицо.


МОНГОЛЬСКИЕ СТЕПИ: КУРНОСЫЕ КОЧЕВНИЦЫ

Женщины монгольских племен в XIII веке, когда Чингисхан создавал свою империю, любили броский макияж. По крайней мере, по мнению иноземцев. Дамы мазали лицо желтыми белилами (которые китайский дипломат Сюй Тин принял за волчий помет) и, по свидетельству фламандского монаха-путешественника Виллема Рубрука, очень густо подводили брови черной краской. «Все женщины удивительно тучны, — также отмечал фламандец, — и та, у которой нос меньше, чем у других, считается более красивой». 

Рубрук рассказывал, что видел супругу монгольского военачальника, у которой, по-видимому, ради соответствия идеалу был отрезан кончик носа. У монголов обоего пола были сложные прически: мужчины брили волосы от лба до макушки, где оставляли свисающую до бровей челку. А по сторонам длинные пряди заплетали в косы и закрепляли вокруг ушей. Замужние дамы также брили волосы от лба до макушки, а оставшиеся прятали в высокий головной убор с каркасом из дерева или коры. Чтобы защитить кожу от сухого степного воздуха, монгольские красавицы и красавцы обмазывались пахучим бараньим жиром.

VIII век
Ян Гуйфэй 

Наложница императора Сюань-цзуна — одна из самых прославленных красавиц в истории Китая.


КИТАЙ ДИНАСТИИ МИН: ЛОТОСОВЫЕ НОЖКИ

В Китае XIV–XVII веков залогом успеха красавицы был миниатюрный размер ноги. Стопа длиной до 10 см называлась «золотой лотос», до 13 см — «серебряный лотос». Поэтому девочкам с 4–7 лет бинтовали ноги, ломая кости плюсны. Пальцы, кроме большого, загибали вниз, от сдавливания и переломов нередко начинался некроз, и их ампутировали. При ходьбе девочка испытывала сильную боль, и потом всю оставшуюся жизнь женщина с трудом передвигалась. 

Однако девушка с нормальным размером ноги рисковала не найти себе мужа; жених имел право отказаться от свадьбы, выяснив, что длина стопы его избранницы превышает «стандарт красоты». Обычай просуществовал до середины XX века. В моде в эпоху династии Мин был и другой признак праздности, а значит, и аристократизма: очень длинные ногти, до 20–25 см. Их покрывали лаком, а на пальцы надевали защитные чехлы из золота.


ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: ПРЕЛЕСТНОЕ КОСОГЛАЗИЕ

У представителей мезоамериканской цивилизации майя привлекательным считалось косоглазие. По свидетельству испанского миссионера XVI века Диего де Ланды, аборигены искусственно вызывали его у детей обоего пола, прикрепляя к волосам смоляной шарик на нитке, чтобы он свисал в районе переносицы. Также матери удлиняли детям черепа с помощью досок и тугой повязки (впрочем, обычаи искусственно изменять форму головы встречались на всех обитаемых континентах). 

Модными были заостренные зубы; кроме того, их инкрустировали полудрагоценными камнями. Мезоамериканские щеголи прокалывали уши, ноздри и нижнюю губу, в которые вставляли массивные украшения. Обилие татуи­ровок и специально нанесенных шрамов на теле было предметом гордости. Очень изысканным, по словам Ланды, у майя считалось натирать красной краской лицо и тело. Конкистадор Эрнан Кортес сообщал, что краска также защищала их от жары, холода и москитов.

Хозяйке на заметку

«Для сладости дыхания рекомендуется натирать зубы пеплом мышей и медом; некоторые добавляют еще корень фенхеля».
Плиний Старший. Естественная история. Книга XXX, глава 9. I век н. э.

«Мазь для расчесывания волос. В кастрюлю с маслом положить живую ящерицу и недавно сброшенную кожу змеи… Поставить кастрюлю на огонь и кипятить, пока ящерица не сгорит. Когда же сгорит, вылить это масло в сосуд и расчесывать с ним волосы».
«Книга для женщин…». Испания. 1525 год

«Чтобы сделать волосы белее. Посади в новый горшок как можно больше пчел и поставь его на огонь, растолки с маслом и намажь этим голову».
Сборник «Тротула». Италия. XII век

«Промойте сало борова несколько раз в майской росе, очищенной на солнце, пока оно не станет в основном белым, затем возьмите корень алтея, отрезав кончики, нарежьте его тонкими ломтиками и перемешайте с салом; замочите смесь в кипящей воде и снимайте пену до тех пор, пока она не очистится и не станет вязкой…»
Рецепт белил из книги Хью Плата «Радости для дам». Англия. 1602 год


МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО: ПИСАНАЯ КРАСОТА

У дам Московской Руси было принято краситься ярко и довольно небрежно. Британский дипломат Джайлс Флетчер в XVI веке отмечал: «Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить». «В городах все почти румянятся, притом чрезвычайно грубо и неискусно; при взгляде на них можно подумать, что они обсыпали себе лицо мукой и потом кисточкой накрасили себе щеки», — писал в следующем столетии немецкий путешественник, ученый-энциклопедист Адам Олеарий. Белились и румянились также некоторые мужчины — в частности, фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын, который еще и завивал усы. 

Дорогая декоративная косметика была вредной для здоровья: белила на основе свинца, румяна с киноварью, ядовитая сурьма для бровей. Врач царя Алексея Михайловича Сэмюэл Коллинз отмечал, что русские женщины чернили зубы. По предположению Коллинза, зубы чернили те, кто разрушил эмаль ртутным отбеливателем, чтобы не был заметен ущерб. Впрочем, возможно, дамы, наоборот, стремились продемонстрировать улыбку, подпорченную дорогим продуктом — сахаром, как знак достатка. В допетровской Руси перспективными невестами считались дородные девушки. «Худощавые женщины почитаются нездоровыми, — объяснял Сэмюэл Коллинз, — и потому те, которые от природы не склонны к полноте, предаются всякого рода эпикурейству с намерением растолстеть».


1503–1519
Мона Лиза 

Можно спорить, является ли она красавицей, но, несомненно, Джоконда — самый знаменитый женский образ в истории живописи.

1512–1513
Сикстинская мадонна 

Один из самых знаменитых женских образов эпохи Ренессанса. Возможно, для картины позировала любовница Рафаэля, Маргерита Лути.

XVII век
«Девушка с жемчужной сережкой» 

Имя красавицы с полотна Вермеера, которую называют северной Моной Лизой, неизвестно.

XVIII век
Маркиза де Помпадур 

Знаменитая фаворитка Людовика XV «дала свою фамилию» стилю причесок, мебели, одежды...


ЕВРОПА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ЯЗЫК МУШЕК

В XVIII веке вред от косметики на основе свинца был довольно широко известен, но дамы и кавалеры все равно активно ею пользовались: прихотливый макияж считался знаком принадлежности к благородному сословию. Есть мнение, что мода на высокие лбы в то время появилась оттого, что из-за свинцовых белил выпадали волосы. Чтобы подчеркнуть аристократическую бледность, на шее и груди синей краской обозначали вены. Брови нередко выщипывали и рисовали взамен; сатирик Джонатан Свифт упоминал и о наклеенных бровях, сделанных из мышиных шкур. Глаза, как правило, не подводили. 

Очень популярны стали мушки. Эти искусственные родинки из тафты и бархата могли быть не только круглыми, но и, например, в виде полумесяца, сердца, звездочки, купидона, птицы и даже кареты. С помощью мушек, расположенных на лице определенным образом, посвященным передавали своего рода «месседж». Так, можно было сообщить поклоннику время свидания или — в Англии — заявить о партийной принадлежности. Карета на полщеки означала готовность сбежать с возлюбленным. В 1770–1780-е годы жизнь дам из высшего общества осложнила мода на очень высокие прически (например, императрица Мария Терезия в письме упрекала дочь, королеву Франции Марию Антуанетту, за конструкцию на голове высотой 91 см). Подобные сооружали на несколько недель, укрепляли животным жиром и пудрили рисовой мукой.


XIX век
Елизавета Баварская 

Австрийская императрица, с ее роскошными волосами и осиной талией, была иконой стиля для современниц.

1900-е
Лина Кавальери
Оперная певица и первая фотомодель XX столетия.


ЕВРОПА И АМЕРИКА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА: КОРСЕТНАЯ ПОЛЕМИКА

С XVI столетия, когда в Европе впервые в моду вошел жесткий корсет, высказывались мнения о его опасности для женского здоровья. Поток критики обрушился на корсет во второй половине XIX века. Тогда этот предмет одежды носили представительницы всех социальных слоев в Европе и Америке, и даже мужчины, желавшие казаться стройнее. В самом авторитетном британском медицинском журнале того времени, Lancet, ежегодно размещались публикации о вреде корсетов. С открытием в 1895 году рентгеновского излучения появились снимки, демонстрирующие, как ношение каркаса из металла и китового уса деформирует кости и внутренние органы. 

В самом начале XX века корсету в виде песочных часов предложили альтернативу — прямой спереди. Заявляли, что его конструкция более приспособлена к женской анатомии и не нанесет ущерба здоровью. Однако позже выяснилось, что быстро вошедший в моду новый корсет еще вреднее: он сдавливает не только талию, но и желудок; из-за него горбится и болит спина. Окончательно корсет исчез из обихода после Первой мировой войны, когда женщины стали вести более активный образ жизни и одеваться свободнее.

1950-е
Мэрилин Монро 

Голливудскую звезду прошлого века многие и сейчас считают самой красивой женщиной всех времен.

1960-е
Твигги 

Манекенщица Лесли Хорнби подарила миру моду на большеглазых худышек.


МИР В XXI ВЕКЕ: ТРИУМФ КОСМЕТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ

Пластическую хирургию, в том числе в косметических целях, человек осваивал с древнейших времен. Известен, например, трактат с описанием методов коррекции носа, ушей и губ, составление которого приписывают индийскому врачу Сушруте, жившему в 1-м тысячелетии до н. э. В современном мире методы «хирургии красоты» совершенствуются, а спрос на нее постоянно растет. По данным Международного общества эстетической пластической хирургии (ISAPS), в 2015 году число учтенных медицинских процедур по улучшению внешности выросло более чем на миллион по сравнению с 2014-м; 85,6% пациентов — женщины. 

Среди хирургических операций в тройке лидеров увеличение груди, липосакция и блефаропластика (изменение разреза глаз и формы век). Среди способов безоперационного вмешательства, также по данным ISAPS, в 2015 году лидируют омолаживающие инъекции ботокса (более 4,6 миллиона учтенных процедур). Этот препарат на основе ботулотоксина, «колбасного яда», косметический эффект которого начали исследовать в конце XX века, с 2002 года стал применяться для разглаживания морщин.


XXI век
Дженнифер Лоуренс 

Самая высокооплачиваемая на 2016 год голливудская кинодива.