понедельник, 14 марта 2016 г.

Если вы любите мрачные готические истории, эти фильмы для вас


Давайте вспомним отличные готические экранизации, которые не приходят на ум первым делом.



«МРАЧНЫЕ ТЕНИ», РЕЖ. ТИМ БЁРТОН, 2012



Вся фильмография Тима Бёртона построена вокруг готической традиции: все так или иначе знают мультфильм «Кошмар перед Рождеством» и видели любой из его ранних фильмов. Более поздние работы Бёртона с неизменным Джонни Деппом в главной роли порядком утомили многих, и «Мрачные тени» ждал посредственный прокатный успех. Что совсем несправедливо: история о вампире, который шагнул через два столетия сразу в 1972 год, — один из самых смешных фильмов, сделанных Бёртоном за всю карьеру. 


Во-первых, путешествие в 1972-й редко не срабатывает: укладки, диско и блестящие машины делают свое дело. Во-вторых, Бёртон вообще не потерял чувство юмора: вместе с вампирской пародией What We Do in the Shadows этот фильм — пожалуй, один из лучших кандидатов на идеальный вечер с друзьями. В-третьих, «Мрачные тени» не пытаются быть ничем, кроме хорошей шутки, и в отсутствии претензий и легкомыслии — их самое большое обаяние.



«ВИЗАНТИЯ», РЕЖ. НИЛ ДЖОРДАН, 2012



«Интервью с вампиром» опять же смотрели все, а «Византию» в кино мало кто заметил. Нил Джордан снимает феноменально красивое и совсем не простое кино с нелинейным повествованием и отличным чувством ритма. Две сестры в исполнении Сирши Ронан и Джеммы Артертон живут в отеле «Византия» в приморском британском городе — их история куда дольше и сложнее, чем кажется на первый взгляд. В ней будут фигурировать совратители из позапрошлого века, скалистые острова, родовое заклятие и секрет, которые стоит жизни, — в умении строить саспенс Джордану не откажешь. 

Смотреть в «Византии» можно на невероятную Джемму Артертон, одну из самых красивых девушек своего поколения, в соблазнительной роли или тонуть в наивных голубых глазах Сирши Ронан, которой все еще не дашь больше 16. После «Византии» можно пройтись свежим взглядом по всей фильмографии Нила Джордана и, к удивлению, не найти в ней ни одного слабого фильма.



«НЕВИННЫЕ», РЕЖ. ДЖЕК КЛЕЙТОН, 1961



Фильм-канон для всех, кто интересуется готикой в кинематографе, был снят больше полувека назад, но даже сейчас смотрится невероятно свежо и смело. Викторианская Англия, старый дом, новая гувернантка. Мелькнувшие силуэты, дети со странными улыбками, странная смерть в прошлом — однако мало в каких готических историях содержатся намеки на БДСМ-отношения и тлетворное влияние взрослых на детей. 

Для 1961 года это и вовсе дикость, которую можно было позволить, только снимая кошмары про всякую нечисть. «Невинные» стали тем фильмом, который встречается в обязательном списке к просмотру у половины режиссеров-киноманов. К тому же черно-белая палитра ему невероятно к лицу, и вместе с хичкоковской «Ребеккой» и немецкими экспрессионистскими фильмами о вампирах на его примере можно понять, как кинематограф жил до изобретения цвета.



«СТРАШИЛЫ», РЕЖ. ПИТЕР ДЖЕКСОН, 1996



Не самая известная страница биографии Питера Джексона — комедия середины 1990-х, которую будущий режиссер «Властелина колец» и «Хоббита» снял перед тем, как бросить все свои силы на проработку сценария по Толкиену. «Страшилы» — нежный привет из времен лоу-фая с преувеличенно старомодными спецэффектами, гэгами из комедий 30-летней давности и Майклом Джеем Фоксом, который почти не изменился со времен «Назад в будущее». 

Главный герой зарабатывает тем, что насылает на благополучные семьи проклятие полтергейста, а потом договаривается избавить от него за немаленькую сумму. В его привычный процесс мошенничества вмешивается старый и довольно пугающий призрак, а весь конфликт будет разыгран с участием летающих сковородок и косматых привидений в кислотных тонах — 100%-ный must для всех, кто еще помнит голоса переводчиков из видеопрокатов.


«СТРАНА ПРИЛИВОВ», РЕЖ. ТЕРРИ ГИЛЛИАМ, 2005



«С белочками эта земля не так пустынна» — с этим панчлайном отправится в кинотеатры фильм Терри Гиллиама о девочке Джелизе-Розе, которая очутилась с отцом в заброшенном доме посреди пшеничных полей. Готика бывает не только британская — американской южной готикой пропитаны лучшие американские романы и рассказы последних 150 лет: от Амброза Бирса до Трумена Капоте. 

Гиллиам, последние 30 лет экранизирующий игры воображения, снимает заповедник детского мышления, в котором куклам достаточно голов, а нырнуть под воду можно силой мысли. Фильм Гиллиама рифмуется с «Миром Кристины» Эндрю Уайета, романом Харпер Ли и «Аризонской мечтой» и оборачивается печальным высказыванием о соблазнительном бегстве от реальности в иллюзии любого толка — от детской игры до идеи кинофильма.



«КОРАЛИНА В СТРАНЕ КОШМАРОВ», РЕЖ. ГЕНРИ СЕЛИК, 2008



Темный и хмурый мультфильм с неспокойной душой — «Коралина в стране кошмаров» напоминает мультфильмы Бёртона (и не случайно, режиссеры работали вместе), но только отчасти, и оказывается серьезней, чем на первый взгляд. Коралина с обычными папой и мамой переезжает в новый дом: родители нервничают, вещи не разобраны, все кругом такое незнакомое — а за маленькой дверью ее поджидает мир, где все устроено идеально. 

Папа — просто праздник, мама не устает печь блинчики и кексы по первому требованию, но все, как всегда, сложно. Мультфильм Селика, как и фильм Гиллиама, о силе иллюзий и воображения — в лучшие свои моменты действительно может сравниться с «Алисой в Стране Чудес» и предлагает одну из лучших современных сказок по мотивам известной мудрости «Бойтесь своих желаний — они могут исполниться».



«ТРИ ШАГА В БРЕДУ», РЕЖ. ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ, ЛУИ МАЛЬ И РОЖЕ ВАДИМ, 1968



Альманах по рассказам Эдгара По в исполнении не похожих между собой грандиозных режиссеров — то, что могло случиться и случилось в 1968 году. Сейчас этот фильм выглядит беспощадным кэмпом: при всем наличии заросших руин, темных комнат и старинных туалетов все трое осознанно снимали стилизацию и не стеснялись эксплуатировать голые спины и живых гепардов, как По не стеснялся злоупотреблять читательской доверчивостью. 

«Три шага в бреду» — урок о визуальности кино 1960-х, в котором празднуется долгожданная свобода нравов и самые красивые люди XX века — Бардо, Делон и Фонда — предстают в свои лучшие годы в самозабвенно идиотских ролях. Легкость, с которой все участники происходящего валяют дурака независимо от возраста и известности, по-настоящему освежает.

ТЕКСТ АЛИСА ТАЕЖНАЯ