четверг, 24 декабря 2015 г.

Леди под чёрным флагом. Самые известные женщины-пираты




            


Считается, что пиратство – привилегия суровых мужчин. Существует множество историй, повествующих об обветренных повелителях морей, кораблях, над которым развевался черный флаг, и сокровищах, спрятанных на необитаемых островах. Но, оказывается, были и женщины-пираты! Своей дерзостью они нередко превосходили знаменитых корсаров-мужчин и участвовали в самых невероятных пиратских авантюрах…

Скандинавская принцесса

Одной из первых пираток считается Альвильда, разбойничавшая в водах Скандинавии в период раннего средневековья. Ее имя нередко встречается в популярных книгах по истории пиратства. Согласно преданию, эта средневековая принцесса, дочь готского короля (или короля с острова Готланд), решила стать «морской амазонкой», чтобы уклониться от навязываемого ей брака с Альфом, сыном могущественного датского короля.



Отправившись в пиратский вояж с командой из молодых женщин, переодетых в мужское платье, она превратилась в «звезду» номер один среди морских разбойников.Поскольку лихие налеты Альвильды представляли серьезную угрозу торговому мореплаванию и жителям прибрежных районов Дании, принц Альф сам пустился за нею в погоню, не догадываясь о том, что объектом его преследования была вожделенная Альвильда.

Убив большую часть морских разбойников, он вступил в поединок с их предводителем и принудил его сдаться. Как же удивился принц датский, когда пиратский вожак снял с головы шлем и предстал перед ним в облике юной красавицы, на которой он мечтал жениться! Альвильда оценила настойчивость наследника датской короны и его умение размахивать мечом. Свадьбу сыграли тут же, на борту пиратского судна. Принц поклялся принцессе любить ее до гроба, а она торжественно пообещала ему никогда больше не выходить в море без него.

Правдива ли рассказанная история? Исследователи обнаружили, что впервые легенду об Альвильде поведал читателям монах Саксон Грамматик (1140 – ок.1208) в своем известном сочинении «Деяния данов». Он почерпнул ее либо из древних скандинавских саг, либо из мифов об амазонках.

Бретонская дворянка Жанна де Бельвиль

Опровергая известный тезис о том, что женщинам на корабле не место, пиратки были настоящей грозой морей. Жанна де Бельвиль родилась в Бретани примерно в 1315 году. Во время Столетней войны (1337-1453 гг.) она овдовела и решила мстить французскому королю Филиппу VI, казнившему ее мужа.



Вместе с двумя своими сыновьями пиратка отправилась в Англию и вскоре добилась аудиенции у короля Эдуарда. Возможно, благодаря своей красоте женщине удалось получить у монарха для корсарских операций против Франции три быстроходных корабля. Впрочем, не исключено, что она обладала даром убеждения. Одним судном Жанна командовала сама, другими – ее сыновья. Маленькая эскадра, получившая название «Флот возмездия в Ла-Манше», стала настоящим бичом Божьим во французских прибрежных водах.

Несколько лет эскадра грабила французские торговые суда, нередко нападала даже на военные корабли. Жанна участвовала в битвах, превосходно владела как саблей, так и абордажным топором. Команду захваченного корабля она, как правило, приказывала полностью уничтожить. Неудивительно, что вскоре Филипп VI отдал приказ «поймать ведьму живой или мертвой».



И однажды французам удалось окружить пиратские корабли. Видя, что силы неравны, Жанна проявила настоящее коварство – с несколькими матросами она спустила на воду баркас и вместе с сыновьями и десятком гребцов покинула поле боя, бросив своих соратников.
Однако судьба жестоко отплатила ей за предательство.

В течение десяти дней беглецы блуждали по морю – ведь у них не было навигационных приборов. Несколько человек умерли от жажды (среди них – младший сын Жанны). На одиннадцатый день уцелевшие пираты добрались до берегов Франции. Там их приютил друг казненного де Бельвиля.

После этого Жанна де Бельвиль, которая считается первой женщиной-пиратом, оставила свое кровавое ремесло, вновь вышла замуж и остепенилась…

Двойная жизнь супруги губернатора

Спустя примерно двести лет в проливе Ла-Манш появилась новая женщина-пират –леди Мэри Киллигрю. Эта дама поистине представляла собой двуликого Януса. В обществе ее знали как супругу губернатора портового города Фламет, и никому в голову не приходило, что эта уважаемая дама тайно командует пиратскими кораблями, нападавшими на торговые суда. 

Леди Киллигрю долго оставалась неуловимой, так как людей, которых пираты брали в плен, в живых не оставляли, избавляясь тем самым от свидетелей своих кровавых «подвигов».



Все открылось, когда в пролив вошло тяжело груженное испанское судно. Пираты напали на него. Испанский капитан сумел спастись – раненный в грудь, он притворился на палубе мертвым, а когда морские разбойники стали праздновать победу, даже не отправив за борт мертвые тела, вплавь отправился к берегу.

Оказавшись в безопасности, капитан сразу же направился к губернатору, чтобы сообщить ему о дерзком нападении пиратов. Кроме всего прочего, он сообщил тому, что флибустьерами командовала молодая и очень красивая женщина. Каково же было его удивление, когда губернатор решил представить несчастному капитану свою супругу.

Оказалось, что это и есть кровожадная повелительница пиратов! А ведь губернатор управлял двумя крепостями, в задачу которых входило обеспечение беспрепятственного плавания кораблей в прибрежных водах.

Капитан не выдал своего удивления, и уж конечно, не сказал о том, что узнал морскую разбойницу. После приема у губернатора Фламета он сразу же отправился в Лондон, где, добившись аудиенции у короля, сообщил тому о случившемся.

Антонис Ван Дейк. Женщина-пират леди Мэри Киллигрю

По распоряжению короля началось расследование, принесшее неожиданные открытия. Оказалось, что в жилах леди Киллигрю текла горячая пиратская кровь. Она была дочерью известного пирата Филиппа Волверстена из Софокла, и еще девчонкой разбойничала вместе с отцом.

Благодаря удачному замужеству Мэри приобрела положение в обществе. Деньги мужа позволили ей создать пиратскую команду, которая действовала в Ла-Манше и соседних водах. Губернатор Киллигрю был осужден и казнен, как пособник морских разбойников. Его супруга также была приговорена к смерти, но позже король заменил приговор пожизненным заключением.

Что любопытно, примерно через десять лет торговые корабли, чей путь пролегал поблизости от побережья Корнуолла или через Ла-Манш, вновь стали подвергаться грабежам, причем уже со стороны флотилии из четырех тридцатипушечных кораблей, возглавляемой леди Киллигрю. Только другой — леди Элизабет Киллигрю, супруги, а позже вдовы сэра Джона (сына леди Мэри) и, соответственно, невестки леди Киллигрю-старшей. Впрочем, долго эта флотилия не просуществовала — она была разгромлена, а леди Элизабет убита в морском бою.

Под мужским платьем…

К шестнадцати годам у ирландки Анны Бонни, родившейся в 1690 году в ирландском городке Корк, проявилась склонность ко всякого рода авантюрам. Ее отец, адвокат Уильям Кормак, старался держать дочь в строгости, но Анна, едва дождавшись, когда ей исполнится восемнадцать лет, тайно обвенчалась с простым матросом Джеймсом Бонни. Этого господин Кормак вынести не смог и выгнал непослушную дочь из дому.

Молодожены, ничуть не расстроившись, отправились на Багамские острова, в столицу пиратов Нью-Провиденс. Там Анна встретила морского разбойника по прозвищу Ситцевый Джек и сразу же позабыла Джеймса. Вскоре вокруг Ситцевого Джека и Анны собралась команда. Теперь им нужен был подходяший корабль.

Анна, переодевшись в мужскую одежду и выдав себя за матроса, желающего наняться на работу, побывала в нескольких портах. Она пыталась понять, как легче всего будет ее подельникам незаметно пробраться на борт того или иного судна. Вскоре после этого, захватив команду врасплох, пираты ночью пробрались на борт приглянувшегося Анне корабля.

Анна Бонни. Старинная гравюра.

Они подняли паруса и вышли в открытое море прямо под дулами пушек форта, прикрывающего вход в гавань. Судно назвали «Дракон» и подняли над ним черный флаг. Кстати, находясь на корабле, Анна продолжала выдавать себя за мужчину. Ничего не подозревающие подельники называли ее Андреасом.

Так продолжалось несколько месяцев, пока на судне не появился новый матрос – Мак Рид. Ситцевый Джек, единственный из всех знавший, что под именем Андреаса скрывается его жена, приревновал Анну к Маку. Однако от его ревности не осталось и следа, когда выяснилось, что Мак… тоже женщина. И зовут ее Мэри Рид. Мэри рассказала Анне и Джеку, что родилась в Лондоне, а в 15 лет, переодевшись мальчиком, поступила на военный корабль юнгой.

Однако вскоре морские будни ей наскучили, и она перешла на военную службу в один из французских пехотных полков во Фландрии. Участвовала в нескольких сражениях. Во французской армии она вышла замуж за офицера-кавалериста, но тайну Мэри молодожены решили сохранить, встречаясь лишь украдкой. А вскоре муж Мэри погиб, и она, дезертировав, вернулась в море…

Но все тайное становится явным. И тайна Анны и Мэри тоже однажды перестала быть тайной. Однако, поскольку обе женщины дрались получше многих мужчин, им позволили остаться на «Драконе».

Мэри Рид. Старинная гравюра.

2 ноября 1720 года «Дракон» был атакован английским королевским фрегатом. Анна и Мэри сражались отчаянно. Прежде чем их схватили, они успели убить троих нападавших и ранить еще семерых. А вот остальная команда почти не оказала сопротивления, понадеявшись на милость королевского правосудия. По прибытии на Ямайку состоялся суд, и все пираты были приговорены к смертной казни через повешение. Все – за исключением Анны и Мэри.

Анна Бонни и Мэри Рид. Гравюра 1724 года.

Обе женщины произнесли стандартную для тогдашнего судопроизводства фразу: «Господин судья, за меня просит мое чрево». Иначе говоря, они просили помилования по причине беременности. То, что двое пиратов оказались женщинами, для суда было совершенно неожиданным. Еще более неожиданным оказалось то, что врачи подтвердили беременность обеих. Анна и Мэри получили отсрочку приговора.

Дальнейшая судьба Анны Бонни покрыта мраком. Известно, что в тюрьме у нее родился ребенок, но что было после родов – никто не знает. Возможно, ей удалось бежать или же откупиться, а может быть, приговор был приведен в исполнение…

Мэри Рид повезло меньше: вскоре после родов она умерла от горячки.

Горячая кровь леди Грейн

Женщина-пират Грейн (или Грейс) О’Мелли родилась в 1544 году.

Имя Грейс ей дали англичане, с которыми королева пиратов то ссорилась, то мирилась всю свою долгую жизнь. При рождении ее назвали Грейн, а потом присвоили прозвище Грануаль, что означает Лысая Грейн. «Облысела» она в тринадцать лет, когда попросилась с мужчинами в море. Ей ответили, что женщина на корабле — плохая примета. Тогда она взяла ножницы и коротко обрезала свои темные кудри: «Все, теперь я мужчина!» Отец рассмеялся и взял дочку в плавание.

Огненная Грейс

Она происходила из старинного ирландского рода, многие представители которого прославились как корсары. С молодых лет у Грейн проявился характер: она была необыкновенно смелой, но в то же время жестокой. Когда ей минуло восемнадцать, она с группой отборных головорезов принялась грабить села, принадлежавшие феодалам, враждебно настроенным к ее роду.

Позже Грейн вышла замуж за корсара О’Флеерти, который происходил из другого ирландского рода. Рано овдовев, она соединила свою судьбу с известным в мире корсаров лордом Берки, прозванным Железным Ричардом. Леди Берки держала под каблуком и своего супруга, и экипаж его судна. После одной неудачной вылазки она сказала своему супругу: «Увольняйся на берег», – что означало окончание их семейных отношений.



Английская королева, пытаясь привлечь Грейн на королевскую службу, два раза приглашала ее во дворец, но гордая женщина предпочитала не подчиняться никому. Тогда за «нарушение закона о пиратстве» ее на полтора года заключили в тюрьму. И выпустили после обещания больше не разбойничать. Однако леди Грейн продолжала пиратствовать вплоть до самой смерти. 


Госпожа Цин Чжэн Ши (Госпожа Цзин) (1785-1844) – китайская морская разбойница, которая снискала славу одной из самых удачливых женщин-пиратов в истории. Эта невысокая хрупкая женщина, руководя сражением, держала в руке вместо сабли веер. Она была современницей Наполеона и адмирала Нельсона, но в Европе о ней никто не слышал. Зато на Дальнем Востоке, на просторах южнокитайских морей, ее имя знали самый последний бедняк и самый первый богач.

В историю она вошла под именем «Госпожи Цзин», некоронованной королевы китайских пиратов конца XVIII – начала XIX столетий. Она командовала флотом в 2 000 судов и имела под своим началом более 70 000 матросов.



Считается, что ключом к успеху Чжэн Ши была железная дисциплина, царившая на её судах. Она ввела строгие предписания, положившие конец традиционной пиратской вольнице:
- запрещался грабёж союзных пиратам рыбацких деревень и изнасилование пленённых женщин – каралось смертной казнью;

- за самовольную отлучку с судна пирату отрезали левое ухо (по некоторым версиям уши протыкали горячим железным прутом) в присутствии всей команды, которое затем предъявлялось всей команде для устрашения. При рецидиве – смертная казнь;
- запрещалось присваивать любые вещи (мелкие, большие), которые были добыты путем краж, грабежей.

Пират от вырученной добычи получал только две части (20%), остальная добыча (80%) становилась общим достоянием, которая так же как и любая другая добытая ценность поступала на склад. Если кто-то пытался присвоить, что либо из общего фонда, то ему грозила высшая мера казни – смерть.



История Мадам Чжэн не раз привлекала внимание писателей. Она является героиней рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Вдова Чинга, пиратка» (1935). По рассказу Борхеса был снят фильм, теряющий всякую связь с реальными событиями «Легенда о мести» (2003).

Согласно предварительному сценарию фильма «Пираты Карибского моря: На краю Света» Чжан Бао, пасынок-муж Мадам Чжэн, стал прототипом одного из персонажей этого фильма.
С именем Чжан Бао также связано несколько романтических мест в Гонконге, где даже показывают пещеру, где он якобы прятал свои сокровища. Рассказывают, что одна из местных достопримечательностей, форт Туньчжун на острове Ланьтау, использовался пиратом как перевалочная база при торговле опиумом.

Удалившись от пиратских дел, Мадам Чжэн поселилась в Гуанчжоу, где содержала публичный дом и притон для азартных игр до самой смерти в возрасте 60 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Любовь во времена "короны". Десятый рассказ про Веронику

Как в картах: что было, что будет, чем сердце успокоится… Что было – Вероника знает, что будет – никто не знает, а сердце успокоится… любов...