пятница, 4 сентября 2015 г.

Чтобы ребенок вырос настоящей личностью. Советы основателя корпорации Sony




Японец Масару Ибука — один из основателей корпорации Sony. Он всерьез увлекался детской психологией и педагогикой, создал уникальную методику раннего развития детей «После трех уже поздно» и написал одноименную книгу. На сегодняшний день методика Ибука, без сомнения, может считаться одной из самых знаменитых, разносторонних и универсальных.

Здесь 7 самых важных тезисов из книги «После трех уже поздно», которая популярна во всем мире.

Почему 3 года?

Ученые уже давно пришли к выводу, что именно до этого возраста у ребенка формируется до 85% всех нейронных связей в головном мозге. Большинство жизненных установок, подходов, отношений к тем или иным вещам тоже будут заложены за первые 36 месяцев. Но часто бывает так, что только после этого возраста родители начинают воспитывать своего малыша, а в результате получается перевоспитание.

Таким образом, в самом раннем возрасте детей можно научить музыке, чтению, письму и математике. Также очень легко дети воспринимают и обучаются иностранным языкам. Все то, на что у взрослых уходит по несколько лет, дети могут выучить за месяцы.

«Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно».


Главные советы Масару Ибука


Занимайтесь с ребенком с рождения

«Раннее развитие — это фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово».

Дети удивительно восприимчивы и способны научиться очень и очень многому с самого раннего возраста. В книге он рассказывает об одной семье, в которой сначала родился мальчик, а потом девочка. Младенчество мальчика прошло в постоянном общении с мамой — у молодой семьи была маленькая однокомнатная квартирка, и так получилось, что мама почти не выпускала ребенка из своего поля зрения, постоянно разговаривала с ним. В результате он начал говорить в 8 месяцев и рос очень жизнерадостным и открытым карапузом.

Через несколько лет у него родилась сестренка. Родители к тому времени купили себе трехкомнатную квартиру, и малышке выделили отдельную комнату. Естественно, ее общение с родителями было сильно ограничено, что сказалось и на ее интеллектуальном, и на эмоциональном развитии (говорить она научилась намного позже и была куда менее позитивной, чем ее брат).


Не игнорируйте эмоциональное развитие ребенка

«Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его».

Эмоциональное развитие является крайне важным для полноценного формирования личности. Ведь счастье — это не только признанные достижения в какой-то сфере, но и гармоничные отношения с окружающими, и чувство удовлетворенности собой и своей жизнью.

Поэтому Ибука советует родителям почаще брать ребенка на руки, не игнорируя его потребность в тактильном контакте; хвалить его достижения и поощрять его интересы. Да, и не забывайте вовлекать в уход за малышом братьев и сестер, бабушек и дедушек — чем шире круг его общения, тем лучше!


Не пытайтесь оградить малыша от того, что вам кажется слишком сложным для него

«Способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка».

Стереотип западного воспитания — учить ребенка «от простого к сложному», чтобы не перегружать его нервную систему. Но Масару Ибука с этим не согласен. Опираясь на исследования японских психологов, он утверждает, что «взрослые» критерии сложности и простоты информации для ребенка мало приемлемы. Если до чего-то он еще «не дорос», значит, он просто не обратит на это особого внимания. Если он заинтересовался чем-то, значит, он готов хотя бы частично эту информацию усвоить.

Поэтому господин Ибука настоятельно рекомендует родителям не ограничивать познавательную активность ребенка просмотром мультиков и играми в кубики. Не бойтесь говорить с ним на нескольких языках и включать Баха вместо «Чунга-Чанги».


Развивайте воображение ребенка и склонность к импровизации

«На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи. Общаясь с детьми, мы должны учиться избавляться от предвзятых мнений и использовать все наше воображение, чтобы видеть мир так, как его видят дети».

В большинстве своем дети обладают прекрасным воображением и способностью выдавать самые неожиданные ассоциации (у людей постарше это качество именуется креативностью). Тем не менее родители часто делают все возможное, чтобы «впихнуть» разгулявшуюся фантазию ребенка в привычные им рамки. «Дом не может быть треугольным, а яблоко синим», — поучают они чадо, и со временем карапуз просто утрачивает интерес к экспериментам.

Поэтому, учите ли вы ребенка рисовать или лепить, разглядываете ли книжки с картинками или наблюдаете за животными в зоопарке, — дайте малышу возможность видеть то, что ему хочется видеть и выдавать собственные интерпретации.


Чем меньше у ребенка игрушек — тем лучше

Избыток игрушек рассеивает внимание малыша, не дает ему сконцентрироваться на чем-то одном, а также может мешать развитию у него воображения (с этой точки зрения намного эффективнее будет выдать ребенку 1-2 игрушки и поощрять их «нецелевое» использование, например, создание кукольного домика из ботинка).


Стимулируйте интерес к искусству

«Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Если вы дадите ему лист бумаги, он прочертит несколько кривых линий и, скорее всего, порвет бумагу. Для вас это просто каракули, а для него это самовыражение».

Дело не только в том, чтобы воспитать у ребенка хороший вкус: раннее знакомство малыша с мировыми шедеврами живописи, музыки, с прекрасными стихами будет стимулировать его самого на развитие в той или иной области искусства. А это, в свою очередь, поможет воспитанию тех качеств характера, которые господин Ибука считает очень важными для гармонично развитой личности: терпения, чувства собственного достоинства, самоорганизации и даже стремления к лидерству.


Контролируйте собственную мотивацию

«Дети — это не собственность родителей. Долг родителей — предоставлять своему ребенку более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам ребенок — хозяин своего будущего».

Раннее развитие — это не подготовка к детскому саду и не способ удовлетворить родительские амбиции. Это всего лишь набор методов для воспитания счастливого, гармонично и разносторонне развитого человека. Стремление вырастить гения любыми средствами — это, с точки зрения господина Ибука, неверная мотивация. Просто помогите раскрыть ребенку собственный потенциал.


                                  


И напоследок отличная цитата:

«Нет ничего важнее воспитания детей. Самое лучшее воспитание для ребенка — это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей — это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?»


С сайта adme