суббота, 9 мая 2015 г.

Актер Сергей Иванов - тот самый "Кузнечик" из фильма "В бой идут одни "старики"





Сергей Иванов родился 22 мая 1951 года в семье известного украинского поэта Петра Иванова.

В его семье «было все наоборот»: женщины увлекались техническими науками, а мужчины — гуманитарными. Бабушка всю жизнь посвятила математике, дедушка был филологом—славистом, профессором, мама сделала несколько заметных открытий в области органической химии, отец был известный на Украине поэт. Каждый из них отговаривал Сергея: «Иди куда угодно, но только не в мою профессию!»





Поэтому по окончании школы Сергей поступил в Театральный институт имени Карпенко—Карого. «В 1968 году я впервые набирал студентов в свою мастерскую, — рассказывал режиссер Николай Мащенко. — Среди прочих абитуриентов выделялся Сережа Иванов — худенький, смешной, сутулый и немножко неуклюжий. Тогда он чем—то мне напомнил молодого Леню Быкова… На первый взгляд, Сережа был незаметным, но как только он появлялся, все радовались, а когда улыбался — все начинали улыбаться.

Удивительно обаятельный был человек! На вступительных экзаменах его спросили, читал ли он «Собор» Гончара (его тогда принято было ругать). Сережа сказал, что книгу не читал, но, тем не менее, к творчеству Гончара относится положительно. Комиссия ему не поверила (как он мог не читать такое нашумевшее произведение?!), и многие склонялись к тому, чтобы в институт его не принимать. Однако актерское мастерство и импровизации Сергея настолько всех покорили, что в итоге он поступил».




О том, что сын станет актером, папа узнал случайно — сосед по дому, ректор Театрального института, сказал ему при встрече: «Сережа—то ваш к нам поступил» — и удивился, что родители не обратились к нему с просьбой о помощи. «А почему я должен за него просить? Он человек самостоятельный!» — удивился в свою очередь отец.

Кинорежиссеры заметили талантливого актера, и за время учебы он снялся в нескольких фильмах — «Семья Коцюбинских», «Зозуля с дипломом», «Звезды не гаснут» и «Случайный адрес». В 1972 году Сергей Иванов окончил институт. А в 1973 году режиссер Николай Мащенко пригласил Иванова на роль Сергея Брузжака в киноэпопее «Как закалялась сталь».

Позже Николай Мащенко рассказывал: «Я дал Сергею небольшую роль и, естественно, посоветовал ему прочитать книгу «Как закалялась сталь», особое внимание обратить на его героя — Сергея Брюзжака. Через некоторое время Сережа сообщил мне, что в книге… вообще нет такого персонажа, но зато есть другой Сергей — Тюленин! Он просто перепутал книги, и вместо «Как закалялась сталь» читал «Молодую гвардию».





Однако, поняв свою ошибку, Сережа ничуть не смутился и сказал: «Лучше бы я, и вправду, Тюленина играл — эта роль намного больше!». Но, справедливости ради, скажу, что он был заметен даже в маленьком эпизоде. После выхода картины на экраны критики особо отметили его игру: дескать, никому не известный артист буквально в одном кадре сумел показать свое мастерство».

Одновременно на той же киностудии Леонид Быков готовился к съемкам фильма "В бой идут одни "старики". Одну из главных ролей — Кузнечика — он хотел предложить Владимиру Конкину. Мащенко рассказывал, что сам посоветовал Быкову повнимательнее приглядеться к молодому актеру Иванову из корыстных побуждений. Так как Быков хотел снять Конкина в роли Кузнечика, Мащенко опасался, что Конкин, утвержденный на роль Павки Корчагина, поддастся уговорам Быкова и покинет картину. А Сергей Иванов, между тем, раздобыл в актерском отделе сценарий новой картины о военных летчиках, прочел его и выбрал себе роль. Но он не решался сам подойти к Быкову.

По словам Сергея Подгорного — актера, сыгравшего в «Стариках» Смуглянку, Быков нашел их с Сергеем Ивановым в театральном институте: «Помню первое знакомство с киностудией Довженко: май месяц, деревья цветут, на крыльце стоит тоненькая девочка Женя Симонова — воплощение чистоты и наивности. Атмосфера на съемках была удивительная, и все благодаря Быкову.




Мы, «желторотики», тогда сразу решили, что эта сказка и есть настоящее кино! Но волшебный мир доброты, созданный режиссером, оказался, увы, скорее исключением, чем правилом. Будь Леонид Быков сегодня жив, наши судьбы сложились бы иначе — и моя, и Кузнечика. Он бы не умер, это однозначно! Когда актер не востребован, он тихо и незаметно тлеет».

Из книги воспоминаний Иванова о Леониде Быкове «Будем жить!»: «Сценарий «В бой идут одни «старики» я увидел в актерском отделе. Прочел на одном дыхании. Думал, как подойти к Быкову и сказать, что… И вдруг сталкиваюсь с ним на проходной: «Сережа, прочти сценарий моего…» — «Уже!» — «Ну и как?» — «Буду играть!» — «Кого?» — «Кузнечика!!!». И уже потом, на съемках Леонид Федорович сказал мне: «80 процентов утверждения тебя на эту роль из—за вот этой твоей наглости, когда ты сказал, что будешь играть Кузнечика. Помнишь?».

Это было в памятном 1973—м… А в 1979—м я вдруг подумал: что было бы, если бы не я, а другой актер играл Кузнечика? И не я, а он жил бы в родной мне второй эскадрилье? И не меня, а его отчитывал любимый командир за поступок, а может, за преждевременную смелость? И не на меня, а на него постоянно был устремлен взгляд умных глаз режиссера, по которым я читал, что делать в кадре? Нет, этого просто не могло произойти, не могло случиться. Я знаю, что Кузнечик — это я, я — больше никто. Это мое обретение себя в этой роли.





Внезапное, неожиданное. Я не верил в переселение душ, пока не прочел сценарий «В бой идут одни «старики». Ведь это я, и только я, каким являюсь сейчас и каким себя ощущаю, — тот желторотик из 1942—го… И это я, а не кто другой, пью свои первые в жизни «законные сто грамм» в окружении боевых друзей. И это я, а не кто другой, погибаю в бою, еще не насмотревшись на небо… Теперь вы верите, что это была не наглость, а неизбежность моей встречи с собой в вашем фильме, Маэстро?!»

Позже Леонид Быков признавался, что фильм про небо и лётчиков — его детская мечта. И летчик по прозвищу «Кузнечик» — это он сам в молодости. Иванов блистательно сыграл доверенную ему роль. Этот фильм сделал молодого актера знаменитым на всю страну.

Став с 1972 года актером киностудии имени Александра Довженко, Сергей Иванов очень много снимался в кино: в музыкальной комедии «Ар—хи—ме—ды!», телесериале «Рожденная революцией», комедии «Дачная поездка сержанта Цыбули», драме "Аты-баты, шли солдаты" и многих других фильмах.
Его герои часто представали на экране обаятельными людьми с наносной серьёзностью, но всё ещё остававшиеся детьми. Одной из лучших работ актера стала роль Лариосика в драме Владимира Басова «Дни Турбинных», снятой по произведениям Михаила Булгакова.





1990—е годы сложились для Сергея Иванова не слишком удачно. С распадом СССР развалились республиканские киностудии. В Киеве картины практически не снимались. Киностудия имени Довженко разваливалась на глазах, оборудование простаивало, павильоны сдавали в аренду. Иванов пробовал работать на телевидении. Он подготовил цикл телепередач «Светские беседы» и «Невозвращенцы». В Америке он разыскал Ольгу Матешко, исполнившую в фильме «В бой идут одни «старики» роль командира экипажа У—2 летчицы Зои. Передача вызвала живой отклик у зрителей. Тем не менее, выпуск передач был остановлен в связи с финансовыми затруднениями.

У Сергея не сложилась личная жизнь — он расстался с супругой. Вскоре актер потерял своих старших друзей — Леонида Быкова и Алексея Смирнова.
Ольга Матешко вспоминала: «Не раз видела синяки на его теле, но их появление он объяснял односложно: «Разнимал дерущихся, вот и получил свое». Правда, как—то намекнул на семейную драму, но я не придала этому значения.




Позже выяснилось, что, когда после съемок приходил домой навеселе, Наташа его… била. Он называл это «малым батманом» или «большим батманом» (Наталья — балерина, отсюда и терминология) Мы с мужем, конечно, изо всех сил утешали Сережу, что—то бесконечно советовали, однако в глубине души понимали: он несчастлив. И старались окружить еще большим вниманием и теплом. Но когда услышали «Я — в нокауте. Все. Больше не могу», не стали его уговаривать мириться и прощать. Сережа хотел ребенка, Наташа — нет: балет, карьера.



Сергей Иванов с актрисой Людмилой Ефименко

А Сергей был таким семейным! Постоянно благодарил за то, что можно приходить в наш дом в любое время суток и в любом состоянии. Мы любили его как своего старшего сына. Нас ничто в нем не раздражало. Он оставался ребенком, неизменно был счастлив тем, что имеет, никогда не кривил душой. Разделяя наши радости, нянчил нашего маленького Сашулю с такой трогательной заботливостью, что без слез смотреть на это было невозможно. А я стала нянькой для самого Сережи».

Однажды Сергей случайно познакомился в бухгалтерии пединститута с девушкой по имени Лариса. Сам актер потом рассказывал, что это была любовь с первого взгляда. Лариса ответила взаимностью, они поженились, и вскоре у них родилась дочь Маша.

В 1991 году Сергей Иванов дебютировал в роли режиссера и продюсера, он поставил фильм «Медовый месяц», организовал и возглавил студию «Панорама», участвовал в организации кинофестиваля «Молодость».

В конце 1990—х годов Иванов начал на телевидении новый проект — цикл передач об истории Украины «Начало начал Украины». Передачи должны были рассказать об истории Западной, Центральной и Восточной Украины. Сергей Иванов увлекся новым проектом, смог найти деньги для его реализации. Свой первый фильм о замках Западной Украины он успел снять. Фильм очень понравился спонсорам, которые решили увеличить бюджет проекта. Сергей после получения радостных известий планировал отметить знаменательное событие с давним другом у себя дома. И вдруг сердце Сергея Иванова остановились.

Сергей Иванов умер 15 января 2000 года в Киеве. Его отпевали более пяти часов, а по количеству собравшегося в Доме кино народа было очевидно: равнодушных к Кузнечику не было.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Любовь во времена "короны". Десятый рассказ про Веронику

Как в картах: что было, что будет, чем сердце успокоится… Что было – Вероника знает, что будет – никто не знает, а сердце успокоится… любов...